В сентябре 1936 года в губу Грязная Кольского залива Баренцева моря перебазировалось 7-ое отдельное авиационное звено из состава ВВС Балтийского флота — 3 гидросамолета МБР-2 и 38 человек личного состава. Это звено положило начало созданию Военно-Воздушных сил Северного флота, а его командир — старший лейтенант Степанов Г.В. — по праву считается первым североморским летчиком. В дальнейшем, на базе звена, была сформирована 49-ая отдельная морская авиационная эскадрилья, а в 1939 году — 118-ый морской авиационный полк, вооруженный самолетами МБР-2.
В ноябре 1939 года авиация Северного флота организационно оформлена в Военно-воздушные силы флота. Первым командующим ВВС СФ был назначен генерал-майор авиации Кузнецов А.А., активный участник боев в Испании, командовавший до назначения на Север авиацией Балтийского флота. Начальником штаба ВВС флота был назначен полковник Зенкин А.И.
В начале декабря 1939 года из Белорусского военного округа прибыли две истребительные эскадрильи, вооруженные самолетами И-153, И-16бис и И-16, а также эскадрилья бомбардировщиков СБ. Из них в 1940 году был сформирован 72-ой смешанный авиационный полк.
Вскоре авиаторам ВВС СФ пришлось принимать участие в войне с белофинами. ВВС флота в составе двух полков — 118-го и 72-го вели разведку коммуникаций и побережья Баренцева моря, обеспечивали переходы своих транспортов, перевозивших боеприпасы и войска в Петсамо.
К началу Великой Отечественной Войны было многое сделано для развития и совершенствования ВВС флота, но слишком незначительный срок существования и деятельности поставил их в исключительно трудное положение. Отсутствовала развитая аэродромная сеть. ВВС флота не имели дальних бомбардировщиков, минно-торпедной авиации. Соотношение сил авиации составляло 1:1,5 в пользу противника. При этом необходимо учитывать и качественную характеристику самолетов. Бомбовый запас бомбардировщиков ВВС флота составлял 6-15 тонн, а ВВС Германии 100-200 тонн. Истребители и разведчики противника по своим летным характеристикам во много превосходили наши самолеты.
Всего ВВС флота к началу войны в своем составе имели 131 летный экипаж, из которых только около 40% летали ночью, а остальные только в простых метеоусловиях днем.
Поскольку ход войны в воздухе всегда находится в зависимости от хода войны на суше и на море, боевую деятельность ВВС флота следует рассматривать по трем периодам:
Первый период — оборонительный, (с июня по октябрь 1941 года).
Практически вся авиация была брошена на поддержку наших сухопутных войск и противодействие воздушному наступлению.
Второй период — на сухопутном фронте был позиционным (1942 — 1943 года). Основные боевые действия разворачивались на море с целью противодействия морским перевозкам противника и обеспечения безопасности нашего судоходства. ВВС в этот период решали задачи, действуя на морских коммуникациях противника, прикрывали свои базы, порты, конвои, вели борьбу за господство в воздухе. В это же время накапливались силы и средства для разгрома противника.
Третий период — наступление Карельского фронта и Северного флота в Петсамо-Киркенесской операции, которое привело к разгрому немецко-фашистских войск в Заполярье.
Рассмотрим действия ВВС и их развитие в ходе этих трех периодов войны более подробно.
1. Утром 24 июня вражеская авиация начала бомбардировку Мурманска, Полярного, Териберки. В этот же день была одержана первая воздушная победа североморских летчиков — старший лейтенант Сафонов Борис Феоктистович сбил в воздушном бою немецкий самолет-разведчик He-111.
29 июня 1941 года немецко-фашистские войска при поддержке авиации и артиллерии перешли в наступление на трехсоткилометровом фронте: от населенного пункта Титовка на побережье Мотовского залива до Куолаярви. Одновременно, корабли и авиация противника начали действовать на морских коммуникациях. Вражеская авиация вела разведку, ставила мины на подходах к Кольскому заливу и горлу Белого моря. На приморском фланге противник силами 19-го горно-стрелкового корпуса нанес удар в направлении полуострова Средний, села Титовка. К исходу 30 июня гитлеровцам удалось форсировать реку Западная Лица.
Принимало соответствующие меры и командование флота. На флоте увеличилось количество авиационных частей. 3 августа 1941 года на аэродром Ваенга-1 срочно было перебазировано с Балтийского флота девять самолетов СБ и с Черноморского флота десять истребителей И-153. В сентябре 1941 года из Англии прибыла группа самолетов «Харрикейн», из которых в октябре 1941 года был сформирован 78 истребительный полк в составе трех эскадрилий.
Для обеспечения боевых действий кораблей Беломорской флотилии из самолетов и экипажей Полярной авиации была сформирована 2-я авиагруппа в составе 16 самолетов под командованием известного полярного летчика И.П. Мазарука.
В оборонительный период ВВС флота совершили 8131 самолетовылет, из них на бомбардировочные удары и штурмовые действия — около 3000.
В этот период приобретаемый боевой опыт тщательно изучался. Были приняты меры по рассредоточению, маскировке и защите самолетов, личного состава. Улучшилось оповещение о воздушной угрозе. Вступили в строй новые аэродромы: Ваенга-2, Поной, Чалм-пушка, были приняты аэродромы Амдерма, Диксон, Нарьян-Мар, что позволило произвести в последующем развертывание новых авиационных частей.
К концу первого периода улучшилась и качественная характеристика авиации флота. На вооружение поступили самолеты Пе-2, Пе-3, ЛаГГ-3, а также истребители и торпедоносцы, поступившие от союзников по ленд-лизу. Количественное преимущество постепенно переходило на нашу сторону.
Не решив основной задачи — захвата Мурманска и Полярного с суши, противник начал развивать активную боевую деятельность на море и в воздухе. На аэродромах Хебугтен, Банак, Луостари, Бардуфосс и Тромсе было сосредоточено 138 бомбардировщиков, 49 истребителей, 32 самолета-разведчика. Всего 209 самолетов.
За первый год войны только на Мурманск вражеская авиация выполнила 125 налетов.
2. Второй период Великой Отечественной войны для авиации Северного флота характеризовался ее общим количественным и качественным ростом.
В первом квартале 1942 года от ВВС Красной Армии был принят 95-й авиационный полк, вооруженный самолетами Пе-3, а также сформированы 27-й истребительный и 24-й минно-торпедный авиационные полки.
В июне-июле 1942 года на Северный флот прибыла Особая морская авиационная группа (ОМАГ) резерва ВГК в составе трех истребительных полков (20, 255, 13), трех бомбардировочных (28, 29 и 221) и 35-го минно-торпедного авиационного полка.
В октябре 1942 года из состава Каспийской флотилии был перебазирован 22-й разведывательный авиационный полк.
В дальнейшем, на основании приказа Наркома ВМФ от 23 октября 1942 года была проведена реорганизация ВВС СФ. Сформированы: 5-я минно-торпедная авиабригада с дислокацией Ваенга-1 в составе 24, 29 и 255 авиаполков и 6-я истребительная авиагруппа с дислокацией Ваенга-2 в составе 2, 27, 78 авиаполков.
На 1-е декабря 1942 года в составе ВВС СФ было 298 боевых самолетов, в том числе:
— торпедоносцев — 28,
— бомбардировщиков — 14,
— истребителей — 188,
— разведчиков — 68.
Это в два раза больше, чем имелось у противника.
Летный состав постоянно и настойчиво изучал тактику действий вражеской авиации, совершенствовал летную выучку. Штат эскадрилий был увеличен до 12-13 самолетов и основной тактической единицей стало звено из четырех самолетов (две пары). На боевые задания, как правило, стала посылаться целиком эскадрилья. Это сплачивало летчиков, развивало чувство взаимной выручки и повышало ответственность за исход полета.
Особая активность противника начала проявляться на наших транспортных коммуникациях, главным образом силами подводных лодок и авиации.
Основным объектом действий авиации противника стала внешняя коммуникация Англия-Советский Союз, проходившая от портов Англии и Исландии через остров Ян-Майен и Медвежий до портов Кольского залива и Белого моря.
За войну авиация и корабли Северного флота обеспечили движение 76 конвоев союзников с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. Обеспечение морских сообщений, протяженность которых доходила до 2000 миль, требовало большого напряжения сил и средств.
Примером этого может служить обеспечение перехода конвоя союзников с 27 мая по 2 июня 1942 года.
21 мая 1942 года конвой союзников РQ-16 в составе 34-х транспортов и 14-ти эскортных кораблей вышел из Рейкьявика (Исландия).
В течение 27 мая наша авиация наносила удары по дальним и ближним аэродромам противника на территории Норвегии. Истребители дальнего действия Пе-3 95-го авиаполка вылетали парами на отсечку истребителей противника от бомбардировщиков, перехват вражеских торпедоносцев и на прикрытие перехода союзного конвоя. В течение суток они провели 7 воздушных боев, отразив налет 15-ти фашистских самолетов, при этом три из них были сбиты. Кроме того, десять МБР-2 118-го разведывательного авиаполка парами производили поиск подводных лодок противника и на подходах к главной базе флота.
Учитывая вероятность налета вражеской авиации, командующий ВВС Северного флота 30 мая приказал максимально усилить прикрытие конвоя. К непрерывно патрулировавшей над кораблями паре самолетов Пе-3 было послано еще четыре истребителя «Томахаук» во главе с командиром 2-го гвардейского авиаполка Героем Советского Союза подполковник Б.Ф.Сафоновым. При подходе к каравану летчики увидели, что с высоты 2000 метров шесть Ju 88 бомбят корабли. Фашистские бомбардировщики, атакованные североморцами, отвернули от целей и со снижением начали выходить из района. Гвардейцы начали их преследовать. Сбив два вражеских самолета, в этом воздушно бою погиб гвардии подполковник Б.Ф.Сафонов — командир 2-го гвардейского Краснознаменного истребительного полка.
В интересах обеспечения конвоя PQ-16 за период его перехода было выполнено 3032 самолетовылета. Конвой в нашей зоне ответственности потерь не имел.
К 1943 году заметно улучшилась на Северном ТВД ПВО кораблей, баз, аэродромов и других объектов флота. Увеличилась численность истребительной авиации. На вооружение поступили новые самолеты Як-1, Як-7, «Киттихаук», которые по своим летно-тактическим характеристикам не уступали немецким машинам.
Больше стало огневых средств зенитной артиллерии. Была сформирована и вошла в состав ПВО 6-ая истребительная авиационная дивизия. Она состояла из 2, 20, 27 и 78-го истребительных авиационных полков. Значительно улучшилась организация и управление ПВО.
Уже к середине 1943 года создались необходимые предпосылки для завоевания господства в воздухе.
Только в течение апреля 1943 года летчики-североморцы уничтожили около 30-ти самолетов противника. После этого интенсивность налетов вражеской авиации уменьшилась почти в четыре раза по сравнению с 1941-1942 годами. Последняя попытка нанести штурмовые удары по североморским аэродромам была предпринята противником 5 и 9 октября 1943 года. Но в то же время противник все еще создавал реальную угрозу нашим коммуникациям, особенно в Баренцевом и Карском морях.
Наркомат ВМФ обратился в Ставку с просьбой об усилении ВВС Северного флота бомбардировочной и истребительной авиацией дальнего действия.
11 мая 1944 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым предусматривалось расширение аэродромного строительства на Севере. Из авиации дальнего действия для формирования разведывательной эскадрильи по обеспечению проводки судов в Арктике СФ выделялись самолеты С-47, имеющие дальность полета до трех тысяч километров, снабженные антиоблединительным устройством и автопилотом.
Защищая свои коммуникации, ВВС СФ одновременно стремились нарушить морское сообщение противника, по которым он снабжал сухопутные войска и авиацию, действовавшие на мурманском направлении, а в Германию вывозил промышленное сырье (железную, медную и никелевую руду). Добыча, например, никелевой руды в Петсамо-Киркенесском районе покрывала 65-70 % всей потребности Германии в никеле.
Наша авиация на морских сообщениях противника действовала на протяжении всей войны. В 1941 году в этих целях было сделано 533 самолето-вылета, в том числе на разведку — 146, на бомбо-штурмовые удары — 287, на сопровождение судов — 100 вылетов. Авиация потопила два и повредила четыре транспортных судна, два эскадренных миноносца и один мотобот.
Удары североморцев стали более результативными с поступлением на флот минно-торпедной авиации и освоении летчиками торпедометания на малых высотах.
Заметно активизировалась деятельность нашей ударной авиации с января 1943 года. В июне 1943 года на флот прибыл 46-й штурмовой авиаполк и была сформирована 14-я смешанная авиадивизия в составе 46-го штурмового, 20-го и 95-го истребительных авиаполков. В июне 1944 года на Северный флот прибыл с Черноморского флота и был включен в состав 5-й минно-торпедной авиадивизии 36-й минно-торпедный авиаполк.
К середине лета 1943 года ВВС флота имели в своем составе 619 самолетов, в том числе:
— 94 штурмовика,
— 34 бомбардировщика,
— 68 торпедоносцев.
На вооружении ударной авиации были самолеты МБР-2, СБ, ГСТ, Че-2, Пе-2, Ил-2, Ил-4 и ленд-лизовские «Хемпден» и «Бостон».
С введением в строй новых частей и соединений авиация СФ перешла к более активным наступательным действиям.
Примером роста боевой выучки североморцев может служить разгром вражеского конвоя 14-15 сентября 1943 года. Конвой из четырех транспортов и 22 кораблей охранения прикрывался 16 истребителями. Утром 14 сентября за конвоем было установлено воздушное наблюдение. Днем конвой был атакован подводной лодкой, которая потопила транспорт; вечером по вражеским кораблям нанесли удар 20 штурмовиков 46-го штурмового авиаполка и потопила два транспорта. Наконец, на цель были наведены торпедные катера, которые в ночь на 15 сентября потопили последний транспорт. так в результате комбинированных действий штурмовиков, подводной лодки и торпедных катеров были уничтожены все четыре транспорта конвоя. В воздушном бою противник потерял 13 самолетов.
Достоверно установлено, что в 1943 году авиация Северного флота потопила 21 транспорт общим тоннажем 58 432 тонны, два судна водоизмещением каждое не менее ста тонн и пять кораблей, было повреждено 19 транспортов.
Большую часть вражеских транспортов потопила торпедоносная авиация, а повредила — штурмовая.
Значительно активизировались действия авиации по обнаружению морских сообщений противника в 1944 году. Авиация флота наносила массированные удары по конвоям на переходе морем и в портах. Увеличилось количество крейсерских полетов одиночных самолетов — торпедоносцев в районе западнее мыса Нордкап и небольших групп истребителей-бомбардировщиков на ближних коммуникациях врага.
В нанесении массированных ударов по вражеским кораблям обычно участвовало несколько тактических групп самолетов: высотные и низкие торпедоносцы, штурмовики и легкие бомбардировщики. Каждая из групп обеспечивалась истребительным прикрытием. Так, в шести ударах, осуществленных в мае -июне 1944 года, участвовало 779 самолетов, в том числе 422 истребителя, 174 легких бомбардировщика «Киттихаук», 113 штурмовиков и 70 торпедоносцев.
При ударах по конвоям противника штурмовики и легкие бомбардировщики действовали главным образом по кораблям охранения, подавляли средства ПВО и тем самым облегчали атаку торпедоносцам. Впервые на СФ весной 1944 года штурмовики стали применять бомбометание топмачтовым способом, что повысило эффективность ударов.
Успешным действиям ударной авиации во многом способствовала хорошо организованная воздушная разведка. Разведкой начинались и заканчивались все боевые действия авиации на коммуникациях противника.
Только в 1943-1944 годах в Баренцевом море воздушной разведкой был обнаружен 391 конвой врага с общим количеством 4562 плавединицы.
Всего за период войны на воздушную разведку частями разведывательной и боевой авиации СФ произведено 13272 самолето-вылета. Большую часть разведывательных полетов выполнили летчики 118-го разведывательного авиаполка.
3. К началу Петсамо-Киркенесской операции ВВС флота имели 750 самолетов. Летный состав приобрел богатый боевой опыте, научился бить врага наверняка и с минимальными потерями, что наглядно подтверждает соотношение потерь в самолетах, которое на протяжении двух последних лет всегда было в пользу североморцев.
Совершенствовалась организация и планирование боевой деятельности авиации флота.
С точки зрения принципов боевого управления и требований наставлений по службе штабов вся система управления авиации в начале войны имела много существенных недостатков, но быстро меняющаяся обстановка заставляла делать отступление от требований документов в целях наилучшего и быстрого выполнения важнейших, боевых задач в быстро-меняющейся обстановке.
В дальнейшем, с численным ростом авиации флота и накоплением опыта возросла и роль командиров и их штабов в вопросе боевого управления. Командиры и начальники штабов стали полновластными руководителями и организаторами боевых действий своих соединений и частей.
С получением в сентябре 1944 года директивы Ставки Верховного Главнокомандования на проведение операции по разгрому немецко-фашистских войск в Заполярье, Командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко поставил перед авиацией следующие общие задачи на операцию:
— прикрывать сосредоточение и перегруппировку наших войск в исходных районах для наступления;
— не допускать подхода резервов противника к линии фронта;
— систематическими ударами по штабам и узлам связи нарушать управление войсками противника;
— дезорганизовать отход противника по сухопутным дорогам и морем;
— содействовать нашим войскам, подавляя артиллерийские и минометные батареи, воздействуя на узлы сопротивления и отдельные группировки войск противника;
— прикрывать посадку, переход морем и высадку морских тактических десантов, содействовать им в захвате и удержании плацдармов высадки.
По содержанию задач, поставленных командованием флота, видно, что ВВС должны были содействовать как бы на двух операционных направлениях — на сухопутном и морском, поддерживать войска СОР (Северного оборонительного района) при прорыве ими обороны и в наступлении, одновременно совместно с подводными лодками и надводными кораблями флота уничтожать боевые корабли транспортные суда противника.
В связи с этим командование ВВС приняло решение перегруппировать свои силы в две самостоятельные авиационные группировки: одну — для действия на сухопутном театре, вторую — для действия на море. Соответствующим образом было перестроено и управление действиями ВВС.
Основной состав штаба ВВС во главе с начальником штаба оставался на основном КП, откуда осуществлялось управление действиями авиации на море, части которой располагались на постоянных аэродромах.
Для управления боевыми действиями авиационных частей, выделенных для поддержки наших войск, был специально организован выносной пункт управления на полуострове Средний, где находился командующий ВВС с оперативной группой штаба. При подготовке и в ходе операции командующий ВВС и офицеры группы неоднократно выезжали на КП СОР, войсковых соединений и частей, личным общением поддерживали связь с общевойсковыми командирами.
В отличие от войск фронта и надводных кораблей, ВВС флота начали активные боевые действия и в интересах операции еще в сентябре, в период ее подготовки, с ведения воздушной разведки. Были взяты под систематическое и непрерывное наблюдение основные группировки войск в тактической глубине и в прибрежной полосе Северной Норвегии, пе- редвижение резервов, опорные пункты и узлы сопротивления.
Ударные группы штурмовиков и бомбардировщиков ВВС флота с 15 сентября по 7 октября в основном действовали по резервам, опорным пунктам и средствам управления противника. Удары сосредотачивались главным образом на направлении предстоящего прорыва фронта и в районах высадки морских тактических десантов.
Всего авиация за подготовительный период произвела около 2500 самолето-вылетов, из них свыше 30% на сухопутном направлении.
Действия ВВС флота на морских сообщениях противника в ходе операции проводились совместно с подводными лодками и торпедными катерами.
Основными способами действий ВВС на морских сообщениях были массированные удары и групповые последовательные удары по конвоям на переходе морем и по скоплениям транспортов в портах, а также крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев на удаленных коммуникациях («свободная охота»).
Основным тактическим приемом минно-торпедной авиации при нанесении ударов по конвоям было торпедометание группой по 3-5 самолетов, действовавших под прикрытием 6-12 истребителей.
Штурмовая авиация самостоятельно и во взаимодействии с бомбардировщиками и торпедоносцами в основном использовалась для нанесения бомбо-штурмовых ударов по конвоям. Основной тактической группой была группа из 4-6 самолетов Ил-2 под прикрытием 6-8 истребителей.
Воздушная разведка морских сообщений вдоль побережья Норвегии,а также портов, баз и аэродромов осуществлялась очень интенсивно.
Таким образом, авиаторы Северного флота приняли самое активное участие в Петсамо-Киркенесской операции и внесли достойный вклад в ее завершение. В ходе операции летчики-североморцы потопили свыше 50 транспортов и боевых кораблей.
Военно-воздушные силы, являясь одной из составных частей Северного флота, выполнили все задачи, возлагаемые на них в ходе Великой Отечественной войны. В суровых условиях Заполярья, а в первый период войны и в условиях количественного и качественного превосходства в силах на стороне авиации противника, личный состав ВВС проявил настойчивость и героизм в достижении победы над врагом.
За годы Великой Отечественной войны ВВС флота произвели на боевые действия 57203 самолето-вылета, основная часть которых была произведена на морском направлении. Налет составил 88229 часов.
В результате боевых действий ВВС флота потоплено 128 боевых кораблей, 174 транспорта, 206 малых судов, повреждено 62 боевых корабля, 125 транспортов, 41 малый корабль.
В воздушных боях сбито 933 самолета противника и уничтожено на его аэродромах 112 самолетов. На боевом счету авиаторов флота много уничтоженной другой боевой техники, объектов и живой силы противника.
В Советском Союзе был снят художественный фильм «Торпедоносцы«. Тяжелый фильм, ярко показывающий жизнь летчиков Северного флота в годы Великой Отечественной войны.
Еще новости
К 90-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова
Опубликованы архивные документы об освобождении Моонзундского архипелага
Битва за Кавказ: одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны