В ночь на 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Восемьдесят лет назад мало кто мог предположить, что она продлится почти четыре года.
Посмотрите на лица бойцов на картине Леонида Штрикмана «Довоенное кино». Они по-своему наивны и прекрасны. Они еще не знают, что судьба уже разделила их на тех, кто погибнет, и на тех, кто выживет. И последних будет очень мало. Возможно, один‒два. Они жадно пьют с полотна экрана прекрасную жизнь без крови и потерь. Они многое бы отдали, чтобы вернуться в мирную жизнь довоенного кино.
Интересен сюжет картины Ильи Лебедева «Победитель. Герой Советского Союза снайпер Владимир Николаевич Пчелинцев». На ней ‒ финальный аккорд схватки двух матерых снайперов. По усталому виду нашего воина видно, как нелегко далась ему победа. Уже по композиции заметно, что у фашиста было преимущество по высоте позиции, но это не помогло ему.
Свой путь к славе один из лучших снайперов Великой Отечественной войны Владимир Пчелинцев начал еще в 1939 году после окончания снайперской школы. В июле 1941 года он был призван на фронт и получил назначение на должность командира взвода разведки 11-й отдельной стрелковой бригады 8-й армии Ленинградского фронта. Первых фашистов он уничтожил из обыкновенной винтовки с расстояния в триста метров и сразу обратил на себя снимание командования. Ему привезли в подарок из госпиталя винтовку с оптическим прицелом от раненого снайпера, и с той поры он не расставался с ней. К февралю 1942 года на его счету было уже более сотни убитых гитлеровцев в районе Невской Дубровки. За это весомое достижение Владимир Пчелинцев удостоился звания Героя Советского Союза.
По его инициативе в бригаде была создана школа снайперов, где шло не только обучение, но и активный обмен опытом. Естественно, начальником школы командование назначило сержанта Пчелинцева. Кроме того, он выступил инициатором уничтожения фашистских снайперов в дуэльном поединке. За годы войны таких поединков у него набралось четырнадцать. И все они завершились победой Пчелинцева. Финал одного такого поединка ‒ на картине Ильи Лебедева.
А всего за годы войны Владимир Пчелинцев уничтожил 456 вражеских солдат и офицеров. Вместе с Людмилой Павличенко он представлял лучших снайперов в составе советской делегации на международном антифашистском съезде в США в августе 1942 года. После войны он окончил Военную академию связи, стал полковником.
В картине Вячеслава Потогина «Панфиловцы. Оборона Москвы» запечатлена минута победы. Из двадцати восьми героев, сдержавших фашистскую лавину из полусотни танков, в живых остались только четверо. Они стоят нерушимой стеной. На их измученных лицах читается уверенность в своих силах. Во многом это стена стоит сейчас и перед теми лживыми версиями, которыми уже не один десяток лет развлекаются очернители наших побед, в том числе и боя на Волоколамском шоссе.
Работа Егора Смирнова «Портрет военного хирурга Николая Бурденко» посвящена той части войны, которая редко попадает во внимание писателей и художников. Мы видим известного в стране нейрохирурга Николая Ниловича Бурденко перед операцией. Тысячи жизней спас он в годы войны, хотя сам в ту пору почти утратил слух из-за контузий, полученных во время Первой мировой войны. Его судьба достойна не только картины, но и большого литературного произведения. Мало кому в истории выпала такая яркая судьба и столько войн на жизненном пути.
В 1904 году Николай Бурденко, недоучившийся студент-медик, ушел добровольцем на русско-японскую войну. Работая ассистентом врача, он проявлял героизм, делая перевязки раненым бойцам прямо в окопах. Георгиевский крест украсил грудь молодого врача. Потом было участие в Первой мировой и Гражданской войнах. И везде он старался внедрить передовые методы лечения ран и заживления швов.
Сразу после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Николай Нилович был назначен главным хирургом Красной армии. Он лично провел несколько тысяч операций, участвовал в эвакуации раненых. За годы войны им были разработаны новые способы лечения огнестрельных ранений артерий и гнойных ран. В 1944 году Бурденко провел испытания антибиотиков в полевых условиях. Его вклад в развитие медицины и в победу нашего народа в Великой Отечественной войне огромен. Достаточно сказать, что военные медики вернули в строй более десяти миллионов человек.
По новым картинам можно хронологически проследить историю Великой Отечественной войны. Вот блокада Ленинграда в пронзительной картине Полины Минеевой «Надежда». Тяжкие первые дни с потерями и болью ‒ у Егора Смирнова в его работе «После тяжелого боя». Вот атака советских бойцов, отрезающих фашистов от Волги в самый напряженный момент Сталинградской битвы, у Александра Сытова. Вот суровая правда войны, более других похожая на черно-белые фотографии той эпохи, в картинах Валерия Мокрушина. Один из эпизодов операции «Багратион» ‒ на полотне Александра Ананьева «За Советскую Белоруссию!». Портреты полководцев в подборке картин этого номера ‒ это лишь малая часть сделанной в едином стиле галереи генералов и маршалов художника Николая Колупаева. Трогательная сцена расставания на картине Егора Смирнова «Жди меня» ‒ это прелюдия последних боев за Берлин. А у Михаила Полетаева «Воины-освободители» ‒ это торжество победы на руинах рейхстага. Как и жизнеутверждающая композиция Владимира Таутиева «На пороге новой жизни». И еще один штрих к завершившейся мировой войне ‒ капитуляция Японии. Ее поверженные знамена ‒ на полотне Александра Ананьева «На сопках Маньчжурии. Август 1945 года».
Новые работы художников-грековцев продолжают славную традицию мастеров предыдущих поколений. Языком красок они просто и доходчиво рассказывают нам о том величайшем подвиге, который совершили наши предки, начиная с того страшного июньского дня, отнесенного от нас временем на восьмидесятилетнюю даль.
Еще новости
К 90-летию Студии военных художников имени М.Б. Грекова
Опубликованы архивные документы об освобождении Моонзундского архипелага
Битва за Кавказ: одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны