verumreactor.ru

Российское некоммерческое военно-патриотическое сетевое издание

Мемориал подводникам «Курска» в Санкт-Петербурге

Фото: Военное обозрение

Невозможно забыть: Годовщина потери атомной подводной лодки «Курск»

Сегодня исполнился 21 год с того момента, как в ходе учений в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка ВМФ РФ «Курск».

На борту атомного подводного ракетного крейсера находились 118 человек. Выжить не удалось никому. И, несмотря на то, что с момента гибели К-141 прошло уже больше двух десятилетий, для среднего и старшего поколения все те события по сей день остаются в памяти практически в мельчайших подробностях – вплоть до заявлений официальных лиц и журналистов из многочисленных репортажей с места событий. Включая заявления о том, что «ситуация находится под контролем» и что «с экипажем поддерживается определённая связь»…

В итоге выяснилось, что ни о каком контроле над ситуацией речи не шло. А все заявления официальных представителей Военно-морского флота оказались в большей степени попыткой сгладить общественный резонанс, связанный с развернувшейся драмой на СФ РФ.

12 августа 2000 года атомоход осуществил условную атаку эскадры, флагманом которой выступал крейсер «Пётр Великий». Атака была осуществлена с применением крылатой ракеты «Гранит». В 11:40 должна была состояться очередная условная атака, однако её на кораблях, участвовавших в маневрах, не наблюдали. Впоследствии выяснилось, что примерно за 20 минут до начала атаки в бортовом журнале была сделана последняя запись членами экипажа «Курска». А примерно на 10-12 минут до запланированной атаки на борту «Петра Великого» специалистами гидроакустической службы был зафиксирован хлопок – вероятный подводный взрыв. Примечательно, что изначально ни странному хлопку, который вызвал волнение на море, ни отсутствию атаки, значения не придали.

Лишь после того, как АПРК не вышел в назначенное время на связь, начали предприниматься первые действия по выяснению того, что случилось. В воздух были подняты самолёты и вертолёты военно-морской авиации. Через несколько часов уже официально начались поиски субмарины, которая в итоге (около пяти часов утра 13 августа) была обнаружена находящейся на глубине 108 м.

Впоследствии стало известно, что норвежские станции контроля зафиксировали два взрыва, причём мощность второго была значительно выше мощности первого. По некоторым данным, эта мощность соответствовала 5 тоннам в тротиловом эквиваленте. Взрывы разворотили конструкцию лодки, повредив прочный корпус. Эта пробоина большой площади в конечном итоге вызвала немало вопросов, многие из которых остаются фактически без ответа до сих пор. В частности, вопросы вызвало вот что: если, как следует из официальной версии, причиной гибели АПРК «Курск» стал взрыв в торпедном отсеке, то почему края пробоины загнуты во внутреннем направлении? Было заявлено, что так получилось якобы уже при подъёме подводной лодки.

Всё это послужило поводом для обсуждения самых различных версий, вплоть до версии о применении вооружения одной из подводных лодок НАТО, следившей за учениями Военно-морского флота РФ.

На сегодняшний день о гибели «Курска» вместе с его экипажем написаны сотни статей, книг, сняты десятки документальных и псевдодокументальных фильмов. Однако все эти статьи, книги и фильмы не проливают 100% света на то, что же в действительности произошло 12 августа 2000 года в водах Баренцева моря. Очевидно одно – потеря подводной лодки «Курск» и её экипажа является крупнейшей катастрофой в российском Военно-морском флоте за всю его новейшую историю. И забыть о той трагедии невозможно.

Военное обозрение