КПМ и РМ-1

Корабельная контактная противодесантная мина КПМ и авиационная реактивная всплывающая мина РМ-1

Реактивный убийца кораблей

13 января 1957 года постановлением Совета министров №152–83 на вооружение Военно-морского флота была принята корабельная реактивная всплывающая мина (КРМ), которая стала первой самодвижущейся подводной ракетой.

Работы по созданию КРМ под руководством Бориса Константиновича Лямина начались в 1947 году. В то время Борис Константинович служил в звании майора инженером в минно-торпедном конструкторском бюро в Германии, где он узнал о разработках мин с автоматическим всплытием с грунта при прохождении над ней корабля. Впоследствии за свои наработки он был удостоен Государственной (Сталинской) премии.

После создания эскизов и прописывания технических характеристик мины в 1949 году, были проведены ее первые испытания на Ладожском озере, которые обеспечивали корабли «Конструктор» и «Вертикал».

По результатам проведенных испытаний в конструкцию мины были внесены соответствующие правки, что позволило провести подготовку к ее полноценным испытаниям в Черном море.

За это время было решено сконструировать механизм отделения мины от якоря, на котором она находилась в положении ожидания, при поступлении сигнала о появлении цели.

После всех испытаний и доработок тактико-технические характеристики КРМ включили в себя следующие параметры:

  • Диаметр – 630 мм;
  • Длина – 3450 мм;
  • Высота – 1150 мм; 
  • Ширина – 900 мм;
  • Масса (в сборе) – 1300 кг; 
  • Масса заряда – 300 кг; 
  • Взрывчатое вещество – ТГАГ-4, МС;
  • Носители – надводные корабли с минными путями и кормовыми скатами (эсминцы и крейсеры);
  • Высота сброса – высота борта корабля-постановщика в метрах;
  • Скорость постановки – до 20 узлов;
  • Цели – надводные корабли и подводные лодки в надводном положении;
  • Способ постановки – автоматический, с грунта, на придонной стропке;
  • Тип минрепа – стальная придонная стропка L=1 метр;
  • Глубина места постановки – от 40 до 100 метров;
  • Диапазон углублений – до 100 метров;
  • Тип взрывателя – контактный и гидростатический;
  • Форма опасной зоны – конус;
  • Размеры опасной зоны – диаметр до 30 метров;
  • Высота – до 100 метров;
  • Минимальный минный интервал – 100 метров;
  • Срок боевой службы – 9 месяцев.

Поскольку максимальная глубина установки мину составляет 100 метров, ее невозможно было обнаружить с помощью акустических тралов. 

В качестве разделителя в КРМ использовалась пассивно-активная гидроакустическая система, что позволяло обнаружить и классифицировать цель одновременно с подачей команды на развертывание боеголовки и запуск реактивного двигателя.

Поражение надводных целей производилось за 3,5 секунды при всплытии с максимальной глубины.

При прохождении над миной корабля или подводной лодки происходил запуск реактивного двигателя и ее всплытие, которые обеспечивались сигналом гидролокационного неконтактного отделителя.

Приемная часть мины, лежащей на грунте, запускала одиночные импульсы в сторону поверхности, и если импульс приходил раньше отраженного от поверхности или в систему приема приходили парные импульсы с интервалами, равными разности расстояний, то после получения трех пар таких импульсов, система неконтактного отделения запускало реактивный двигатель. После этого происходило отделение корпуса мины от якоря, и она всплывала на поверхность с вертикальной скоростью около 20-25 м/с, затем неконтактный взрыватель сравнивал расстояние и фактическим местом постановки мины и подрывал ее.

Такое быстрое всплытие обеспечивалось с помощью твердотопливного ракетного двигателя на нитроглицериновом порохе НМФ-2: при весе в 76 килограмм, он практически мгновенно приводился в действие, работал 6-7 секунд, развивая в воде тягу 2150 килограмм-сил в секунду.

Еще одной немаловажной особенностью КРМ была возможность ее использования не только на надводных кораблях, но и на самолетах. При отделении от самолета с высоты 500 метров и выше раскрывался стабилизирующий вращающийся парашют площадью 0,3 м², и мина снижалась с вертикальной скоростью 180 м/с до высоты, на которой происходило раскрытие тормозного вращающегося парашюта площадью 1,8 м², уменьшающего скорость снижения до 50-65 м/с. При входе в воду парашютная система отделялась и тонула, а корпус мины, соединенный с якорем, погружался в воду.

Послевоенные годы стали решающими для развития отечественной военной промышленности, когда оценка эффективности различных типов вооружения, в том числе минно-торпедного, внесла большой вклад в нахождении принципиально новых подходов и методов.

Создание КРМ произвело настоящую революцию и оказало кардинальное влияние на дальнейшее развитие отечественных морских мин, а также разработку моделей баллистических и крылатых ракет с подводным стартом и траекторией – принципиально нового класса оружия: РМ-1, РМ-2 (якорные реактивно-всплывающие авиационные мины), противолодочных ракетных мин.

Военная платформа

0/5 (0 отзывов)