Идея создания бронированных самолетов появилась еще в Первую мировую войну, когда истребители и бомбардировщики активно использовались для уничтожения позиций противника. Однако развитие систем противовоздушной обороны создало необходимость в новых типах летательных аппаратов. Таким образом появились самолеты специальной конструкции, адаптированные для вылета на прифронтовую полосу – штурмовики.
Работы по созданию штурмовой авиации начались в СССР в 1930-х годах. И конструкторское бюро Туполева, и завод имени Менжинского, а также конструкторские коллективы Григоровича, Кочеригина, Немана, Поликарпова и Сухого разрабатывали проекты по созданию бронированного самолета, но технические и летные характеристики моделей, а прежде всего недостаточная мощность двигателей и отсутствие специальных бронелистов стали причинами неудач.
В это же время Сергей Владимирович Ильюшин был занят созданием и запуском в серию своего первого боевого самолета ДБ-3, параллельно с этим ведя личные проектные исследования возможной конструкции будущего штурмовика. Официально он не был задействован в разработке, но в начале 1938 года Сергей Владимирович обратился лично к Правительству с готовым проектом «летающего танка», который превосходил по своей боевой эффективности все предыдущие проекты. Правительство приняло его проекты, началась постройка опытных моделей. 2 октября 1939 года в воздух поднялся БШ-2, пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки.
Несмотря на то, что БШ-2 представлялся действительно прорывным для того времени самолетом, конструкция которого позволяла выдерживать попадание 7,62-миллиметровой пули, были и недостатки, заключавшиеся в слабом двигателе. Самолет было решено доработать. Ильюшин увеличил мощность бортового вооружения, добавив две 23-миллиметровые пушки ВЯ (Волков-Ярцев), а также сделав самолет одноместным.
В конце 1940 года в СССР появился штурмовой самолет Ил-2, первый серийный одноместный штурмовик. К началу Великой Отечественной войны было выпущено 249 таких машин. Уже 25 июня 1941 года первые Ил-2 начали совершать полеты, нанося удары по немецким колоннам.
Первые боевые вылеты выявили ряд недостатков Ил-2. В первую очередь, отсутствие места стрелка делала машину легкой добычей для истребителей, из-за чего летчики самостоятельно модифицировали кабину. Они прорезали сзади кабины отверстие и устанавливали пулемет ШАКС, что, в свою очередь, делало положение стрелка весьма уязвимым. Такие кустарно сделанные кабины носили название «кабина смерти».
В сентябре 1942 года в авиационные части стали поступать двухместные штурмовики, однако кабина стрелка не была бронирована. Для усиления эффективности самолет было решено довооружить. Под крыльями были размещены реактивные снаряды РС-82 или РС-132 (как у гвардейского РСЗО «Катюша»), а среди используемых бомб были 100-килограммовая ФАБ-100, и затем – кумулятивные противотанковые авиабомбы калибром 1,5-2,5 килограммов. Всего Ил-2 был способен нести от 400 до 600 килограммов бомб и восемь реактивных снарядов на внешней подвеске. Немецкая армия не знала спасения от ударов советских штурмовиков, поэтому была вынуждена увеличить дистанцию в танковых колоннах, чтобы снизить потери своей бронетехники. Особенно шокирующей тактиков для немецко-фашистских захватчиков был налет «все разом», когда более десяти штурмовиков одновременно сбрасывали весь боекомплект, параллельно обстреливая из пулеметов врага, не оставляя ему шансов уцелеть. За высокую огневую мощь и крайнюю стойкость немцы прозвали Ил-2 «летающая смерть».
За годы Великой Отечественной войны было произведено рекордное количество таких штурмовиков – около 36 тысяч, этот рекорд никто не смог побить и до сих пор. Среди прочих боевых машин и вооружения Ил-2 стал одним из символов Победы. Этот самолет был смертельным оружием в опытных руках. Многие будущие Герои Советского Союза и по-настоящему бесстрашные летчики совершали свои подвиги на этих штурмовиках.
Еще новости
«Мармеладная революция» в ГДР
Как советские танки подавили восстание в Венгрии
На их плечах держалось небо: как был сорван гитлеровский план