Русские летчики Юго-Западного фронта

Русские летчики Юго-Западного фронта (1916 г.)

Первый в мире воздушный таран: подвиг поручика Казакова

Пожалуй, многие эксперты во всём мире согласятся с мнением, что лётчики наших воздушно-космических сил самые подготовленные и квалифицированные.

В доказательство этому можно привести огромное количество успешно выполненных вылетов в различных военных конфликтах, будь то боевые действия в Сирии или специальная военная операция на Украине, российские пилоты блестяще проявляют себя в самых сложных условиях. А причиной тому во многом являются примеры мужества и самоотверженности русских асов, оставивших след в истории. Именно на таких равняются наши доблестные покорители неба.

Одним из героев, подвиг которого последователи повторяли более 500 раз, стал поручик 12-го уланского Белгородского полка Александр Александрович Казаков. Ему удалось применить прием воздушного тарана и остаться после этого в живых. Произошло это ровно 107 лет назад, 31 марта 1915 года.

Однако, давайте сначала вернёмся примерно на год раньше этого события. Тогда, 26 августа 1914 года, Пётр Николаевич Нестеров, знаменитый фигурой высшего пилотажа, получившей его фамилию, самым первым в истории решился пойти на воздушный таран неприятеля. 

Этим неприятелем был поручик Фридрих Розенталь, пилотировавший трёхместный аэроплан «Альбатрос». Пётр Нестеров не мог спокойно смотреть, как австриец безнаказанно летал над расположением русских войск и разработал схему воздушного тарана. Когда Розенталь в очередной раз показался в воздухе, Нестеров поднял в небо свой «Моран», значительно превосходивший по скорости аэроплан противника. Поручик догнал австрийского «Альбатроса» и, ударив своим шасси по его верхнему крылу, он разрушил его, но при этом сам был выброшен из кабины и разбился.

Жертвой воздушного тарана в исполнении Козакова стал такой же «Альбатрос», но уже германский. Изначально поручик планировал сбивать вражеские самолёты привязанным на тонком тросе якорем с пироксилиновой шашкой. Железная кошка должна была зацепиться лапкой за вражеский летательный аппарат, после чего последовал бы взрыв шашки. Поскольку пулемёты на тот момент устанавливались только на тяжелые самолёты, идея Козакова была достаточно выигрышной.

Однако, как сам Александр Александрович написал в своём бортовом журнале: «Проклятая кошка зацепилась и болтается под днищем самолёта… Тогда я решил ударить “Альбатрос” колесами по его верхней поверхности». После столкновения германский самолёт камнем рухнул ва Козакову пришлось планировать с выключенным двигателем, поскольку одна из лопастей на его «Моране» отломилась. Приземление выдалось жёстким – самолёт Козакова перевернулся на земле, а шасси от удара было вогнуто под крылья. Однако сам пилот, к счастью, не пострадал.

За этот отважный и решительный поступок Александр Александрович был награждён 28 июля 1915 года золотым Георгиевским оружием. После Октябрьской революции Козаков, не желая служить в Красной армии, поступил на службу командиром 1-го Славяно-Британского авиационного отряда. 1 августа 1919 года Казаков погиб в авиакатастрофе, разбившись на своем аэродроме. Несмотря на это, подвиг его не был забыт, и во времена Великой Отечественной войны воздушный таран советские асы повторяли ещё 595 раз.

Именно благодаря таким воинам, примерам которых следуют тысячи других защитников Отечества, наша армия будет и дальше занимать лидирующие позиции среди крупнейших стран мира.

Военная платформа