Top.Mail.Ru
Двухвинтовой товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер

Херсон. Двухвинтовой товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер

Флот, который собрал народ

23 (11) апреля 1878 года, 140 лет назад, указом императора Александра II был учрежден «Комитет по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным действием» под председательством князя В.А. Долгорукова и покровительством наследника-цесаревича великого князя Александра Александровича.

Итоги Крымской войны (1853–1856) оказались крайне неутешительными для России. Поражение в этой войне привело к лишению России военного флота на Чёрном море. Под запрет также попали и большие судостроительные верфи, что фактически делало страну беззащитной на данном направлении. 

Когда Англия ввела свою мощную эскадру в Мраморное море после победы России в русско-турецкой войне, наше Причерноморье оказалось в крайне опасном положении, с которым срочно нужно было что-то делать, при этом не нарушив условия мирного договора. Выход из сложившейся ситуации нашли члены Императорского общества содействия русскому торговому мореходству. Они предложили организовать сбор пожертвований для приобретения быстроходных судов, которые могли быть переоборудованы в крейсеры-рейдеры, как только для этого возникла бы необходимость. Инициатива нашла отклики по всей России. 22 марта 1878 года в Москве был учрежден Главный комитет для сбора народных средств на приобретение судов-крейсеров, председателем которого стал московский губернатор князь В.А. Долгоруков. В губерниях же подобные местные комитеты были организованы чуть позже. 23 (11) апреля 1878 года указом императора Александра II был учрежден «Комитет по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным действием» под председательством князя Долгорукова и покровительством наследника престола, будущего императора Александра III.

Средства активно поступали в общий во вновь учреждённый фонд: уровень патриотизма меценатов был поистине высоким. Всего за несколько недель удалось собрать более двух миллионов рублей. Эти средства были потрачены на закупку в Германии четырех океанских пароходов. Комитетом определил рекомендуемые характеристики, которыми должны обладать закупаемые суда: скорость не менее 13 узлов, при этом крейсер должен быть способен обходиться без топлива до 20 суток. 

В рамках первого контракта, заключенного 6 июня 1878 года Россия закупила четыре быстроходных товаро-пассажирские парохода, которые по прибытии в Кронштадт получили названия «Россия», «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород». Идею Добровольного флота удалось воплотить в жизнь всего за три месяца после её появления. Командовали судами офицеры военно-морского флота из числа «резерва». Первой миссией для пароходов, вставших в строй Доброфлота стала доставка российских войск из Турции на Родину.

С 1879 году закупать корабли для вторичного пользования перестали, зато стали размещаться заказы на строительство новых судов. 24 февраля 1886 года император Александр III подписал «Временное положение о Добровольном флоте» – согласно которому флоту полагалось обеспечивать срочное и почтовое товарно-пассажирское сообщение между Одессой и портами Восточного океана и действовать в рамках поддержки развития внутренней торговли.

Чтобы понять, насколько стремительным был рост Добровольного флота, можно сравнить его численность по состоянию на 1893 год с восемью кораблями в строю с численностью того же флота, но уже в 1900 году, когда он насчитывал 23 пассажирских и грузовых парохода. Во время русско-японской и Первой мировой войн суда Добровольного флота нашли своё применение в сфере воинских перевозок, доставки десантных сил. Помимо этого, корабли выполняли функции вспомогательных и разведывательных крейсеров, а также госпитальных судов.

Добровольный флот фактически перестал существовать после 1917 года, когда часть разрозненных судов, находящихся в различных точках мира, были реквизированы Великобританией и США, часть судов увели себе белогвардейцы. Три парохода, которые остались на территории России, были национализированы советской властью.

11 января 1922 года декретом Совнаркома Добровольный флот снова стал функционировать, как заявлялось, на своих первоначальных условиях, как общественная организация, к которой правительство СССР не имеет никакого отношения. Под этим предлогом предлогом, прибегнув к помощи английского суда и переговоров, часть судов удалось вернуть назад. Постепенно организация крепла, и к середине 1923 года в строю обновлённого Добровольного флота стояло 18 пароходов и буксир. Деятельность организации окончательно прекратилась 24 июля 1924 года, когда все суда Доброфлота стали собственностью государства.

Военная платформа