Советская самодвижущаяся противотанковая пушка была разработана в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова.
Ранее портал «Военная платформа» публиковал материал о противотанковой пушке МТ-12. В 1946 г. на вооружение Советской Армии была принята противотанковая пушка Д-44 калибра 85 мм. Это орудие оказалось весьма удачным, настолько, что Д-44 до сих пор стоит на вооружении в ряде стран мира.
В 1948 г. инженеры К. В. Беляевский и С. Ф. Комиссарик предложили идею орудия, которое могло бы передвигаться по полю боя без помощи тягача. Разработчики выполнили проект самодвижущейся пушки, который был одобрен, и в 1949 г. завод №9 приступил к изготовлению опытного образца.
Проект самодвижущейся пушки на базе Д-44 был разработан в ОКБ-9 к концу 1948 г., а 1 января 1949 г. выслан в Министерство вооружений. Министерство вооружений одобрило проект, и завод приступил к изготовлению опытного образца орудия. В первом квартале 1950 г. был готов первый опытный образец. В период с 1951 по 1952 гг. орудие проходило заводские испытания, а затем было отправлено в Подмосковье для полигонных испытаний. По результатам испытаний был выявлен ряд дефектов и замечаний, после устранения которых была изготовлена установочная партия из батареи орудий.
В 1954 г. три пушки из установочной партии были направлены на войсковые испытания, после которых 19 ноября 1954 г. постановлением Совета Министров СССР самодвижущаяся пушка СД-44 была принята на вооружение Советской Армии.
Следующие несколько лет ушли на испытания, выявление и устранение недостатков. В ноябре 1954 г. самодвижущаяся пушка была принята на вооружение под обозначением СД-44, то есть «самодвижущаяся Д-44».
При разработке самодвижущегося орудия конструкторы ОКБ-9 пошли по пути наименьшего сопротивления. Ствольная группа исходной пушки Д-44 никак не изменялась. Ствол-моноблок с двухкамерным дульным тормозом и казенником остались прежними.
Коробка передач обеспечивала шесть передач движения вперёд и две передачи заднего хода. На станине также закреплено сиденье механика-водителя. В его распоряжении имеется рулевой механизм, управляющий дополнительным, третьим, колесом пушки, смонтированный на конце одной из станин. Во время перевода пушки в боевое положение направляющее колесо откидывалось вбок-вверх и не мешало сошнику станины упираться в землю.
Там же устанавливается фара для освещения дороги в тёмное время суток.
В качестве топливных баков использовались полые станины лафета.
В походном положении орудие СД-44 весило порядка 2,5 тонны. При этом оно могло перемещаться со скоростью до 25 км/ч, а 58 литров бензина хватало для преодоления 22 километров пути.
Основным способом перемещения орудия по-прежнему оставалась буксировка тягачом с более серьезными ходовыми качествами.
Примечательно, что в состав оборудования СД-44 входила лебедка для самовытаскивания. В походном положении ее трос хранился на противопульном щите, а при необходимости он закреплялся на специальном барабане на оси ведущих колес.
Привод лебедки осуществлялся от основного двигателя М-72. На перевод пушки из боевого положение в походное и наоборот расчету из пяти человек требовалось не более минуты. С появлением военно-транспортных самолетов Ан-8 и Ан-12 появилась возможность транспортировать пушку СД-44 по воздуху, а также десантировать ее с парашютом.
И вполне естественно, на пушку «положил глаз» главный десантник СССР генерал Василий Маргелов, который понял, что орудие, способное быть перемещенным по воздуху самолетом или вертолетом и самостоятельно покинуть зону высадки десанта, стоит того.
В режиме движения пушка перемещается стволом назад, при этом на ней можно разместить весь расчет и небольшую часть боекомплекта.
СД-44 способна преодолевать подъёмы до 27°, броды глубиной до 0,5 м и снежные заносы высотой 0,30…0,65 м. Запас хода по топливу по дороге с твердым покрытием до 220 км.
Тактико-технические характеристики СД-44
Всего было выпущено 704 пушки СД-44, как новых, так и переделанных из Д-44.
Кроме армии СССР, СД-44 состояла на вооружении армий Албании, Болгарии, ГДР, Кубы и Китая.
Еще новости
«Мармеладная революция» в ГДР
Как советские танки подавили восстание в Венгрии
На их плечах держалось небо: как был сорван гитлеровский план