var _tmr = window._tmr || (window._tmr = []);_tmr.push({id: "3332282", type: "pageView", start: (new Date()).getTime()});(function (d, w, id) { if (d.getElementById(id)) return; var ts = d.createElement("script"); ts.type = "text/javascript"; ts.async = true; ts.id = id; ts.src = "https://top-fwz1.mail.ru/js/code.js"; var f = function () {var s = d.getElementsByTagName("script")[0]; s.parentNode.insertBefore(ts, s);}; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); }})(document, window, "tmr-code");
Попал ли Лунин в Тирпиц

Попал ли Лунин в Тирпиц?

Торпедная атака, проведенная 5 июля 1942 года крейсерской подводной лодки «К-21» под командованием Николая Лунина, с каждым годом становится предметом все более горячих споров историков. И если во времена СССР факт повреждения линкора «Тирпиц» торпедой «К-21» и как следствие сворачивания операции немецкой эскадры не вызывал сомнения, то сейчас стало модным утверждать обратное. Часто логика таких летописцев сводится к заверениям, что Лунин даже теоретически не мог торпедировать гордость германского флота, но почему-то все равно герой. Подобный подход к трактовке роли личности в истории и подвига экипажа «К-21» вызывает как минимум удивление. Как говорится, тебя бы на ту подлодку или хотя ты встретить субмарину на пристани Полярного и сказать в глазу уставшему до чёртиков Николая Александровичу подобную тираду.

Главный и неоспоримый факт в этой истории – пуск торпед по линкору «Тирпиц» подводной лодкой «К-21» не вызывает у историков сомнений. А дальше начинается безальтернативная пропаганда. С советской точки зрения все давно расписано: и поминутный отчет Лунина и сначала два, а затем три взрыва и странный маневр головного эсминца, будто пытавшегося спасти линкор «Тирпиц» от торпедной атаки (что допускал и сам Лунин).

В пользу данной версии может свидетельствовать резкий разворот эскадры во главе с «Тирпицем», обычно объясняемый адептами версии «Лунин стрелял, но не дострелял», тем что немцы (якобы не увидевшие торпедную атаку) перехватив радиограмму и поняли что их обнаружила «К-21». Однако особой тайной месторасположение эскадры не было. Так, во время атаки Лунина рядом крутилась британская подводная лодка HMS Unshaken («Непоколебимый»), чей командир Ч. Э. Оксборо предпочёл не геройствовать, как советские подводники, в одиночку атакуя немецкую эскадру, но успешно радировал ее координаты. Британец точно определил состав армады как «Тирпиц», «Адмирал Хиппер» и шесть эсминцев, идущих со скоростью 22 узла. Наконец, в этот же день, 5 июля в 19:16 немецкая эскадра была обнаружена экипажем самолёта-разведчика Ил-4 под командованием капитана И. Я. Гарбуза.

Таким образом, немецкая эскадра оперативно перехватывала радиограммы союзников, явно осознавая что их поход уже не тайна для противника, но резко изменила курс только после торпедной атаки Лунина, которую она «не заметила».

Еще одним странным, но общепринятым утверждением, является то, что немцы якобы даже не видели следов выпущенных торпед. Однако, пуск торпед К-21 не вызывает у специалистов сомнения, как и тот факт, что советские торпедные аппараты традиционно очень сильно и заметно пузырились. Лунин осуществил 4 пуска с расстояния 1,8 – 2,2 мили по его расчетам. По мнению реконструкторов, отрицающих возможность торпедирования «Тирпица», расстояние составляло 3,3 мили, что близко к максимальной дальности хода торпед. Даже в последнем случае не заметить торпеды весьма сложно. Кильватерный след, способный скрыть ход торпед был совсем в другой стороне. Простите, но на немецкую эскадру в Кригскоммисариате набирали слепых моряков? Да еще и глухих, поскольку взрывы торпед (даже и об грунт), о которых докладывал акустик К-21, они тоже не слышали. Удивительная слепота и глухота. До Берлина 1945 года, где в фольксштурм гребли немощных стариков, еще далеко. А может советские торпеды шли к «Тирпицу» без должного уважения и замечать их было ниже достоинства немецких моряков? Или их главным достоинством было умение держать язык за зубами?

Далее, одним из столпов для адептов провала атаки К-21 на линкор является утверждение, что эскадра вернулась на базу без потерь в полном составе. Считается, что скрыть повреждения гордости Кригсмарине с учетом пристального внимания союзников было довольно сложно. Однако в трудах авторитетных западных историков Вилльма Гарцке и Роберта Далина еще в 80-х года указывалось, что «Тирпицу» без постановки в док и при помощи плавмастерской «Хаускаран» с октября 1942 года по январь 1943 в фьордах Тронхейма ставили якобы кессон для замены рулей. Напомню, случился сей факт через пару месяцев после «несостоявшейся» атаки К-21. Кстати, по мнению знакомых мореманов, латать дырки в борту корабля очень просто, достаточно затопить отсеки противоположного борта.

А всего через 10 дней после атаки К-21, 15 июля 1942 года, состоялся переход эсминцев конвоя «Тирпица» «Z-24» и «Фридрих Ин» из Норвегии в Германию, где на них производились также ремонтные работы. Сам Лунин допускал, что один из лидеров эскорта, увидев атаку на «Тирпиц», повернул на контркурс с линкором и перехватил торпеды на себя.

Более того, 6 июля авиаразведка союзников сфотографировала немецкую эскадру, плетущейся вдоль берегов Норвегии на юг со скоростью всего 10-12 узлов, вместо обычных крейсерских 22 (максимальных скорость «Тирпица» — 31 узел). Самое простое и логичное объяснение – подводная пробоина корпуса корабля. Пробоина от торпеды советской подводной лодки даже в носовой части такого мастодонта как «Тирпиц» не могла быть фатальной, однако на большой скорости напор воды от хода линкора мог запросто выдавить поперечные переборки корабля. Выход из такой ситуации довольно прост и заключался в снижении скорости до минимально возможной, доковылять можно было хоть в Аргентину. Однако такой минимальный ход был крайне неэкономичен, ибо расход нефти был ровно в два раза больше, чем на обычной скорости в 22 узла. Напомню, чудовищный расход дефицитного топлива «Тирпицем» был одной из причин его критики даже в Третьем Рейхе и беспричинно плестись линкору его капитан цур зее Фридрих Карл Топп не мог позволить. Кстати, всего через полгода Топпа снимут с командования линкора и задвинут на почётные, но второстепенные должности в Комиссии по кораблестроению Имперского министерства вооружений и боеприпасов.

Спустя пару дней та же британская авиаразведка обнаружила эскадру на стоянке юго-западнее острова Арней, идентифицировав линкор и корабли эскорта. Вот только одного эсминца не хватало. Напомню, Лунин докладывал о двух взрывах, характерных для торпед и 3 более сильных, напоминающих детонацию боезапаса.

Обратите внимание, так тщательно «пасут» союзник «Тирпиц» и как сомнительным представляется изменение его курса 5 августа 1942 года из-за того, что его «обнаружили». До сих пор, спустя 80 лет, историки не могут найти внятного объяснения отказа «Тирпица» от атаки конвоя PQ-17, отрицая при этом факт атаки K-21. Адепты секты «Лунин не попал» тут же начнут приводить доводы об отсутствии соответствующих воспоминаний членов экипажа «Тирпица» об успешной (только не для них) торпедной атаке советской субмарины и девственно чистом (даже без следов подделки судовом журнале немецкого линкора).

Сомнительность подобных доказательств очевидна. Экипаж «Тирпица» составлял внушительные пару тысяч матросов и офицеров. По сути любой подобный корабль является городом в миниатюре, где прятаться от глаза командира можно несколько суток. Большая часть моряков в принципе не могла знать о торпедной атаке, а при должном уровне секретности и работе имперской безопасности число свидетелей было сведено к минимуму.

Более того, число причастных стремительно сокращалось во время войны естественным для нее образом. Только 3 апреля 1944 года в ходе британского налета в ходе операции «Тангстен» погибло 123 члена экипажа «Тирпица». Наконец, 12 ноября 1944 года английские лётчики добили линкор сверхбомбами «Таллбой». В «грозе океанов» пробили шестидесятиметровую дыру в левом борту, вызвав также пожар и последующий взрыв в порохового погреба одной из башен с ее отрывом. Перевернувшийся «Тирпиц» всего за 10 минут стал могилой для 950 моряков в бухте Хокейботн. Местные норвежцы неожиданно проявили несвойственную им смекалку, распилив на металл линкор, в то время как иные реликты войны до сих пор ржавеют в тишине норвежских фьордов. Концы в воду.

Чистым документам, без упоминания факта торпедной атаки, также есть простое объяснение. Их никто не подделывал, они элементарно изначально могли быть сфальсифицированы, т.е. заполнены «как нужно». Или Вы думаете на линкоре нашлись самоубийцы: «Мой фюрер, помните утонувший Бисмарк? Так вот, «Тирпиц», гордость Германии, вместо которой можно было построить пару тысяч тяжелых танков «Тигр», продырявили унтерменши своей копеечной торпедой. Можете в истерике грызть свой ковер!»? Смешно, но у «Тирпица» был всего один шанс хоть как-то себя проявить за всю историю своего существования, разгромив эскадрой почти беззащитный конвой, но что-то пошло не так. После неудачного похода линкор прятался по норвежским фьордам, больше напоминая до своей бесславной гибели довольно правдоподобную, но безумно дорогую учебную мишень для британских летчиков.

На этом фоне весьма правдиво выглядит версия, что Абвер казнил отца Лунина на оккупированной территории. Человеколюбием немецкие спецслужбы не отличались, но чтобы найти и повесить уже немолодого обычного рабочего завода нужен был весьма веский мотив.

Еще более занятным фактом выглядит награждение Николая Лунина орденом Британской Империи. Всего орденами Британской империи военного дивизиона различных степеней были награждены 47 генералов и адмиралов, 115 офицеров и два сержанта Красной Армии. За каждым награждением стоял большой подвиг, оценённый по праву именно союзниками. Лунин был на хорошем счету в Северном флоте, но все его остальные достижения никак не тянули на такую награду. Ну не за спорный расстрел же норвежских мотоботов присваивалось звание Кавалера Британской империи. Ответ один – британцы в том момент имели на руках больше доказательств повреждения «Тирпица», чем мы сейчас. Напомню про факт нахождения британской подводной лодки рядом с местом атаки советской К-21, да и авиационная и наземная разведка у британцев была поставлена на высочайшем уровне.

Итак, при всем уважении к профессиональным историкам, утверждающим, что экипаж «Тирпица» даже не заметил торпедной атаки советской подводной лодки K-21, слишком многие факты свидетельствуют об обратном.

Спустя 80 лет после героической атаки истинные результаты атаки К-21 все еще находятся в «тумане войны» и хоронить подвиг Лунина несправедливо. Реальные боевые действия всегда далеки от теории и часто бывает так, что мизерный шанс на удачу с лихвой компенсируется несгибаемой волей к победе, умноженной на трусость и ошибки противника. Поверьте, у советских подводников воли к победе и удачи было через край, воевали мы за правое дело. Доказательства могут быть на дне норвежских фьордах, в трофейных документах Кригсмарине или британских и немецких архивах. Нужно лишь время и желание.

Кольский искатель