var _tmr = window._tmr || (window._tmr = []);_tmr.push({id: "3332282", type: "pageView", start: (new Date()).getTime()});(function (d, w, id) { if (d.getElementById(id)) return; var ts = d.createElement("script"); ts.type = "text/javascript"; ts.async = true; ts.id = id; ts.src = "https://top-fwz1.mail.ru/js/code.js"; var f = function () {var s = d.getElementsByTagName("script")[0]; s.parentNode.insertBefore(ts, s);}; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); }})(document, window, "tmr-code");
Бронемашины в театре боевых действий

Военнослужащие армии США натягивают камуфляжную сетку на автомобиль Humvee в Европе. - Фото: ZumaTASS

Бронемашины в театре боевых действий

В рамках военной помощи, которая после предварительных выборов в Конгресс, начавшихся сегодня, может быть свернута, США передали Украине 125 машин «HUMVEE». Это многоцелевое маневренное транспортное средство является действительно символом американской армии, поскольку его модификации применялись практически во всех военных кампаниях, оправданных и не совсем, со стороны Штатов.

Со времен Второй мировой войны армия Соединенных Штатов полагалась на джипы для перевозки небольших групп солдат. К 1970-м годам армия США опробовала более крупные военизированные гражданские грузовики, но даже они больше не удовлетворяли новым требованиям.

В 1979 году армия США разработала окончательные спецификации для высокомобильной многоцелевой колесной машины, или HMMWV, которая должна была заменить все тактические машины в диапазоне от 1/4 до 1 1/4 тонны, а именно M151 MUTT и M561 Gamma Goat в качестве универсального легкого тактического автомобиля. 

Спецификация предусматривала отличные характеристики на дороге и бездорожье, способность нести большую полезную нагрузку и повышенную живучесть против огня с закрытых позиций. 

В июле 1979 года компания AM General (дочерняя компания American Motors Corporation) приступила к предварительному проектированию. Менее чем через год первый прототип находился на испытаниях. 

Бронемашины «HUMVEE» впервые участвовали в боевых действиях в ходе операции «Правое дело» – вторжения США в Панаму в 1989 году.

HMMWV был разработан в первую очередь для перевозки личного состава и легких грузов в тылу, а не как передовая боевая машина. Базовый автомобиль не имеет брони или защиты от химических, биологических, радиологических или ядерных угроз. Тем не менее, потери в обычных операциях, таких как война в Персидском заливе, были относительно низкими. Машины и экипажи понесли значительные повреждения и потери во время битвы за Могадишо из-за характера боевых действий в городских условиях; однако живучесть шасси позволила большинству этих экипажей вернуться в безопасное место, хотя «HUMVEE» никогда не предназначался для защиты от интенсивного огня из стрелкового оружия, не говоря уже о пулеметах и гранатометах. 

После Сомали военные признали необходимость в более защищенном HMMWV, и AM General разработала M1114, бронированный автомобиль, способный противостоять огню из стрелкового оружия. M1114 находится в ограниченном производстве с 1996 года и ограниченно использовался на Балканах до развертывания на Ближнем Востоке. Эта конструкция превосходит предыдущие версии более крупным и мощным двигателем с турбонаддувом, кондиционером и усиленной системой подвески. Что еще более важно, он может похвастаться полностью бронированным пассажирским салоном, защищенным закаленной сталью и пуленепробиваемым стеклом. С увеличением прямых атак и партизанской войны в Ираке AM General направила большую часть своих производственных мощностей на производство этих машин.

«HUMVEE» стал основой транспортных средств вооруженных сил США по всему миру. Более 10 000 единиц были задействованы коалиционными силами во время войны в Ираке.

«HUMVEE» – это легкая тактическая полноприводная машина с дизельным двигателем, построенная на шасси M998, общем для всех ее конфигураций, что позволяет нести военную технику, включая пулеметы и пусковые установки противотанковых ракет.

Автомобиль имеет длину 4,5 метра, высоту 1,8 метров и ширину 2 метра. Шасси представляет собой стальную раму с коробчатыми лонжеронами и пятью поперечинами, изготовленными из высококачественной легированной стали. Корпус изготовлен из алюминия, что снижает его вес и обеспечивает высокую устойчивость к коррозии.

Полная масса автомобиля составляет 3,5 тонны, а снаряженная масса – 2,3 тонны. При максимальной полезной нагрузке автомобиль может развивать максимальную скорость 105 км/ч. Варианты сидения 1+1 или 2+2 в зависимости от конфигурации. Автомобиль использует электрическую систему 12 В/24 В и имеет топливный бак емкостью 95 литров.

Машина имеет дисковые тормоза на всех четырех колесах. Дисковые тормоза установлены внутри колес, снаружи каждого дифференциала.

Передовым автомобилем с российской стороны можно уверенно назвать ГАЗ 2330 «Тигр».

Легкий грузовой автомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» был разработан известным российским автопроизводителем ГАЗ для военных и гражданских рынков. Этот высокомобильный автомобиль был создан по образцу американского «HUMVEE». Однако между ними есть некоторые концептуальные различия.

«Тигр» прост по конструкции и технологии. Он примерно такого же размера, как и американский аналог. Автомобиль имеет грузоподъемность 1,5 тонны. «Тигры» используются для перевозки войск, сопровождения конвоев, ведения патрулирования и разведки.

Стандартная версия автомобиля повышенной проходимости «Тигр» рассчитана на водителя и 11 пассажиров. Другие конфигурации вмещают 1+3, 2+4 или 2+7 солдат.

На крыше может быть установлен 7,62-мм или 12,7-мм пулемет или, как вариант, 30-мм автоматический гранатомет. Также имеется люк в крыше.

Бронированная версия «Тигра» имеет сварные 5-мм броневые листы, а также оснащена противоосколочным вкладышем. Бронирование машины обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов и СВУ. Бронированная версия на 700 кг тяжелее стандартного «Тигра».

В «Тигре» используются проверенные автомобильные компоненты БТР-80 и легкового автомобиля ГАЗ «Водник». Этот автомобиль имеет постоянный полный привод. Он оснащен центральной системой подкачки шин. Давление в шинах адаптировано к различным условиям местности. Машина имеет предпусковой подогреватель двигателя, который позволяет запустить двигатель при температуре до -50°С. 

«Тирг» может работать при температуре окружающей среды от -14 до +50°C. Кроме того, машина продемонстрировала способность преодолевать сложнейшие песчаные дюны при углах въезда и съезда 52 градуса и преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метров.

Таким образом, российский бронеавтомобиль намного лучше адаптирован к различным условиям местности, а также обладает лучшей защитой экипажа и пассажиров, чем американский прототип. Недавние новости про невозможность выбраться из американского автомобиля в случае пожара – лишь очередное тому подтверждение.

Военная платформа