Тяжелый истребитель Су-35, предназначенный в основном для завоевания господства в воздухе, занимает центральное место в планах Москвы по совершенствованию своего парка тактической боевой авиации. Начиная с 2014 года на вооружение ВКС России поступило свыше 100 таких самолетов и еще порядка 50 единиц были построены на экспорт. Об этом сообщает американское издание Military Watch, изучая, чего следует ожидать от обновленной российской летательной машины в версии Су-35СМ.
По мнению аналитиков издания, заказы ВКС РФ на Су-35 стали во многом следствием срыва амбициозной программы истребителя пятого поколения МиГ-1.42 в 90-х годах, когда наша страна переживала сложности из-за распада СССР, а также задержек, связанных с разработкой и вводом в эксплуатацию приемника указанного истребителя в виде Су-57, в более поздний период. Москва просто не стала рисковать, чтобы не остаться с флотом устаревшей боевой авиации.
Су-35 запустили в серийное производство с задержкой на 15 лет, но самолет получился хороший, с высокой боеспособностью. Он стал гораздо лучше своего предшественника – Су-27, технологически обойдя его на десятилетия. Планер имеет высокопрочные композитные материалы, самолет стал легче, а его радиолокационная заметность существенно снизилась. Летательная машина обзавелась более мощными двигателями и новой РЛС Х-диапазона «Ирбис-Э», которая почти в 5 раз увеличила дальность обнаружения целей в воздухе (до 400 км), а также позволила отслеживать 30 и обстреливать 8 целей. Полностью заменена авионика, появилась усовершенствованная система РЭБ (Л175М «Хибины-М»).
Однако ВКС России попали в сильную зависимость от Су-35. Воздушные флоты стран НАТО гораздо многочисленней и регулярно пополняются истребителями пятого поколения F-35. Более того, на Западе ведутся интенсивные разработки самолетов шестого поколения, которые должны появиться примерно к 2030 году. Поэтому, чтобы не отстать, Москва занялась активной модернизацией Су-35, пытаясь довести его до нового стандарта Су-35СМ. По словам экспертов, пакет обновлений выглядит внушительным.
Ожидается, что Су-35СМ станет опираться на новую ракету Р-77М класса «воздух – воздух», которая будет запускаться из внутренних отсеков самолета. Этот боеприпас имеет дальность поражения 200 км и использует радар с АФАР для наведения, что делает чрезвычайно трудным уклонение в пределах его действия. Кроме того, будет широко применяться гораздо более крупная ракета Р-37М класса «воздух – воздух», которая в настоящее время является основным вооружением высотных перехватчиков МиГ-31. Этот боеприпас имеет дальность поражения 400 км, гиперзвуковую скорость в 6 Махов и несет массивную боеголовку весом 60 кг. Ракета очень эффективная, но Су-35СМ сможет нести не более четырех штук, так как он легче, чем МиГ-31, что снижает показатели развертывания.
Вероятно, произойдет интеграция радара с АФАР на базе Су-57 для замены РЛС «Ирбис-Э» на Су-35СМ. Также нельзя исключить, что Су-35СМ получит РЭБ «Гималаи», внедренную в Су-57, что значительно повысит его живучесть.
«Усовершенствованные возможности радиоэлектронной борьбы особенно важны из-за конструкции планера самолета четвертого поколения, не являющегося малозаметным, и ему необходимо будет больше полагаться на такие средства, чтобы выжить в будущих сражениях», – указывается в публикации.
Произойдет также интеграция различных датчиков и компонентов аппаратуры от Су-57 в Су-35СМ, чтобы повысить сетецентрические боевые возможности самолета. Ожидается, что Су-35СМ будет стремиться хотя бы частично сократить разрыв с американским F-35 и китайским J-20 по авионике. Скорее всего, оборудование связи также будет обновлено.
В издании обратили внимание, что Су-35 разрабатывался как многоцелевой истребитель, способный выполнять ударные, противокорабельные, бомбардировочные и даже функции авиационной поддержки, хотя его основным направлением является завоевание господства в воздухе. Поэтому в номенклатуре вооружений Су-35СМ могут появиться планирующая бомба ПБК-500У «Дрель» (вес 540 кг, дальность 30 км) с кассетными суббоеприпасами и функцией «выстрелил – забыл», а также прекрасная крылатая ракета Х-59МК2 класса «воздух – поверхность» с дальностью 300 км. Это значительно улучшит ударные возможности самолета, но повлияет на основное направление деятельности, подытожило американское СМИ.
Еще новости
Взять под контроль движение противника: «Импульс-КПТМ»
В западной прессе оценили плюсы и минусы системы «Квазимачта»
Rzeczpospolita: Войны роботов