В начале 1974 года председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер сделал сенсационное заявление о появлении в СССР штурмовика нового поколения класса F-111, которому специалисты НАТО дали название «Фехтовальщик» (Fencer). Таким образом, с опозданием на четыре года мир узнал о новом советском фронтовом бомбардировщике – Су-24.
За более чем 35 лет активной службы Су-24 был задействован во время миссии СССР в Афганистане, участвовал в боях в войне в Персидском заливе 1991 года, в Чеченских кампаниях.
Су-24 с самого начала проектировался как всепогодный штурмовик на малых высотах, он имеет сходство с американским F-111, хотя советский реактивный самолет несколько меньше. Поступивший на вооружение после F-111, но до «Tornado», Су-24 сравним по характеристикам с двумя ведущими западными суднами, будучи несколько быстрее и с лучшими характеристиками в тяжелых условиях, но имея менее совершенную авионику и системы нападения. Су-24 имеет боевой радиус всего на 300 км меньше, чем у F 111E/F и оборудован средствами дозаправки топливом в полете, а для сокращения посадочного пробега он оснащен тормозным парашютом.
Было построено не менее 500 ударных Су-24. Этот тип самолетов также использовался для морского удара/разведки и для радиоэлектронного подавления/разведки. Восемь оружейных пилонов под фюзеляжем Су-24, могут нести широкий спектр вооружений, начиная от тактических и оборонительно-подавляющих бомб и ракет и заканчивая ядерным оружием.
Крылья высокорасположенные, регулируемые, стреловидные, конические. Имеются сдвоенные турбовентиляторные двигатели. Воздухозаборники сужены к корпусу, имеют прямоугольную форму и установлены на корпусе перед передними кромками крыльев. Фюзеляж длинный, стройный, с заостренной цельной носовой частью и корпусом прямоугольной формы от воздухозаборников до выхлопов. Имеются два брюшных плавника и четыре пилона. Снаружи Су-24 мог нести три бака по 8000 литров топлива. Дальность действия Су-24 на авиабазах Восточной Германии, Прибалтики и Украины составляла почти всю территорию Европы.
Несмотря на практичность как в использовании, так и в конструкции, подход к изменяемой геометрии крыла часто включал сложный набор внутренних рабочих функций, которые необходимо было включить в и без того сложную конструкцию самолета. Лишь несколько самолетов когда-либо имели крылья изменяемой стреловидности, в том числе такие знаменитости, как «Grumman F-14 Tomcat», «Panavia Tornado», «Rockwell B-1 Lancer» и «Туполев Ту-160».
Радары слежения за местностью обслуживали самолет, позволяя ему летать на сверхзвуковых скоростях прямо под воспринимаемым экраном радара и с точностью доставлять боеприпасы с такой малой высоты.
Российские конструкторы неоднократно заявляли после окончания Холодной войны, что потребовались разработки на Западе, чтобы вызвать аналогичные разработки в бывшем Советском Союзе. На самом деле имело место почти чистое явление действия-противодействия. Су-24 был ответом на F-111, а Су-25 – реакцией на разработку А-9/А-10.
Силы фронтовой авиации СССР обычно не выполняли задач по глубокому пресечению, а самолеты были в первую очередь предназначены для завоевания превосходства в воздухе или наземных атак. Они также более специфичны для выполнения полетных заданий, чем основные истребители США. МиГ-21 и МиГ-27 были созданы для завоевания господства в воздухе; Су-7 и -17 для непосредственной поддержки; и Су-24 для проникающих ударов по защищенным целям.
По мере того как возможности научно-исследовательского сообщества улучшались, советские конструкции становились все более сложными. Эту тенденцию можно было наблюдать в усилении внимания сил фронтовой авиации к задачам глубокого перехвата, особенно с использованием Су-24 и МиГ-27.
К началу 1960-х годов изменилась доктрина применения бомбардировочной авиации, в том числе и фронтовой. Бурное развитие средств ПВО, насыщение боевых порядков сухопутных войск новыми эффективными средствами защиты от угроз с воздуха вынуждало бомбардировочную авиацию при прорыве оборонительных средств ПВО отходить на малые и сверхмалые высоты.
В СССР конструкторское бюро «Сухой» взялся за проектирование нового фронтового бомбардировщика, отвечающего новым жестким требованиям боевого применения. На начальном этапе работ общая концепция проекта по своим техническим решениям была близка британскому ТСР.2 — самолету с крылом фиксированной стреловидности (проект С-6 и опытный Т6-1), на втором этапе – концепция была ближе к американскому F-111 – многорежимный самолет с изменяемой в полете стреловидностью (опытный Т6-2 и серийные Су-24, Су-24М).
В начале июля 1967 года старший летчик ОКБ совершил первый полет на Т6-1. Самолет успешно проходил испытания до 1974 года, оставаясь в единственном экземпляре. Еще в начале летных испытаний Т6-1 военные приняли решение отказаться от использования подъемных двигателей и перейти на использование в проекте Т6 крыла изменяемой стреловидности. Новый проект получает шифр Т6-2И – самолет становится многорежимным, приближаясь по концепции к F-111. 17 января 1970 года Владимир Сергеевич Ильюшин совершает первый полет на Т6-2И, а в 1972 году – под обозначением Су-24.
К началу 1980-х годов дальнейшие нововведения в организации ВВС СССР выявило переоценку назначения ВВС и их организации по фронтам, военным округам. Новые самолеты, такие как истребитель ближней воздушной поддержки Су-25 и истребитель-бомбардировщик Су-24, показали новую гибкость на фронте боя и в тылу противника.
Летные и боевые качества самолета оценили и в других странах. «Су-24 потенциально представляет наибольшую угрозу для европейских государств из всех боевых самолетов, находящихся на вооружении фронтовой авиации ВВС СССР», – писал британский журнал «Air International».
Су-24 поставлялись за пределы России союзникам СССР и государствам-сателлитам. Всего Алжир эксплуатировал около 39 Су-24, из которых 36 считаются действующими на сегодняшний день. Ангола получила около 12 Су-24 через Беларусь. Азербайджан был известен наличием на вооружении 11 Су-24. Беларусь эксплуатировала не менее 34 собственных Су-24 после распада Советского Союза. Считается, что от 24 до 36 Су-24 поступило на вооружение ВВС Ирана, некоторые из них были захвачены иракскими установками после войны в Персидском заливе 1991 года. Иракских Су-24 сегодня не существует. Казахстан эксплуатировал не менее 25 Су-24, а Ливия закупила около 8 экземпляров. Сирия могла одновременно эксплуатировать 20 типов Су-24. Считается, что в Узбекистане до сих пор эксплуатируются некоторые бывшие советские Су-24, оставшиеся после распада Советского Союза.
Еще новости
100 русских против 10000 врагов: уникальное героическое сражение в военной истории
«Мармеладная революция» в ГДР
Как советские танки подавили восстание в Венгрии