var _tmr = window._tmr || (window._tmr = []);_tmr.push({id: "3332282", type: "pageView", start: (new Date()).getTime()});(function (d, w, id) { if (d.getElementById(id)) return; var ts = d.createElement("script"); ts.type = "text/javascript"; ts.async = true; ts.id = id; ts.src = "https://top-fwz1.mail.ru/js/code.js"; var f = function () {var s = d.getElementsByTagName("script")[0]; s.parentNode.insertBefore(ts, s);}; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); }})(document, window, "tmr-code");
Плакат к 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко

Плакат к 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко, советского педагога и писателя. Фото: Фотохроника ТАСС

А.С. Макаренко – инженер человеческой души

Антон Семенович Макаренко представляется одним из самых влиятельных и уникальных педагогов XX века. Однако его научные и практические труды актуальны во всем мире и по сей день. В начале 1920-х годов он сформулировал теорию, которую в дальнейшем развил, помогая сиротам в самых тяжелых и драматических условиях. Когда он умер в возрасте всего 51 года, Макаренко оставил после себя многогранную теорию или систему теорий, затрагивающую многие аспекты социальной педагогики.

Антон Семенович родился в 1888 году в маленьком железнодорожном городке Белополье Харьковской губернии Российской империи. Он вырос с тремя братьями и сестрами в рабочей семье. Отец был кормильцем семьи и работал маляром в железнодорожных мастерских. Когда Макаренко было двенадцать лет, его семья переехала в Крюков, небольшой городок недалеко от Кременчуга. Здесь он получил основное обязательное образование. 

В 1904 году, в возрасте шестнадцати лет, он был принят на один год учительского обучения в Кременчуг. Осенью 1905 года он был назначен на преподавательскую должность в свой родной город Крюков. 

Проработав шесть лет учителем в Крюковской школе, Макаренко перевели в школу-интернат Южного Долинска, небольшого городка Херсонской губернии. В Южном Долинске Макаренко поставили две задачи. Он был и учителем, и надзирателем в общежитии. В решении последней задачи он проявил себя наиболее творчески, предоставив большое количество досуговых мероприятий, в том числе любительский театр и клуб любителей-орнитологов.

В 1914 году, после трехлетнего пребывания в Южном Долинске, Макаренко подал заявление о приеме в Полтавский педагогический институт. Его приняли, и весной 1917 года он окончил его. За диссертацию о кризисе современной педагогики он был награжден золотой медалью. Следующие три года он работал директором начальных школ сначала в Крюкове, а затем в Полтаве.

В 1920-е годы власти предложили Макаренко возглавить новое учреждение для бездомной и преступной молодежи – Полтавскую трудовую колонию, реабилитационное поселение для детей, оставшихся без крова и бродивших по сельской местности в преступных группировках. Тысячи детей в Советском Союзе остались сиротами после Гражданской войны и Первой мировой войны. Оставшись без родительской любви и заботы, многие из них стали малолетними преступниками. Детский дом под Харьковом был известен как место, где отправляли на реабилитацию самых неисправимых воров и мошенников. Педагогу-новатору Макаренко удалось завоевать их уважение. В воспитании неблагополучных сирот он сочетал настойчивость и уважение, школьное образование и производительный труд.

Он принял эту должность и решил изменить название учреждения на Горьковскую колонию. Мотивом для этого был его литературный интерес и увлечение произведениями Максима Горького.

В распоряжение Макаренко была передана старая сельскохозяйственная усадьба. 

Макаренко упорно работал, решая последовательные задачи и пытаясь сформулировать эффективный педагогический подход. Вместе с коллегами ему удалось увести большую часть несовершеннолетних с разрушительной траектории. Постепенно молодежь включилась в производительный труд, в образование, в организованный досуг. Поля использовались для производства продуктов питания под руководством обученного агронома. Они также построили мастерские и наняли мастеров для обучения несовершеннолетних.

Повседневная жизнь детей состояла из четырех часов учебы, четырех часов работы и затем содержательного и культурного досуга. Макаренко требовал, чтобы воспитанникам давали десять лет обучения, хотя за пределами колонии нормой было всего семь лет.

Горьковская колония была организована необычным образом. Подростки делились на отряды по десять-двенадцать человек. Каждый отряд возглавлял один из подростков, выбранный его или ее сверстниками. Эти лидеры были названы командирами. Командиры присутствовали на совете, который принимал решения по важным вопросам. Некоторые решения принимались на общем собрании, где могли собраться все заключенные. Несмотря на то, что Макаренко был директором колонии, он должен был действовать в соответствии с решениями, принятыми на этих собраниях. Благодаря этой системе несовершеннолетние проявляли неподдельный интерес к общему управлению колонией. 

Использование военных терминов, таких как командир и отряд, было преднамеренным. Эти термины были связаны с революционной борьбой и поэтому имели положительный смысл для несовершеннолетних.

В 1924 году в колонию Горького устраивается на работу в будущем ближайший сподвижник Антона Семеновича – Виктор Николаевич Терский. Более 15 лет он трудился учителем рисования и черчения. Еще более Виктор Николаевич известен тем, что возглавил и чрезвычайно успешно осуществлял в этих учреждениях внеклассную и клубную работу.

Уже в годы сотрудничества с Макаренко Терский стремится собрать и систематизировать опыт и приёмы успешной кружковой и клубной работы, готовит для учащихся рукописную книгу «Интересное» и выполняет все рисунки и чертежи к ней.

В сентябре 1928 года Макаренко и Терский взяли на себя руководство другим приютом – коммуной Дзержинского. Здесь заключенные также участвовали в профессиональном обучении посредством производительного труда. Задачи не были сельскохозяйственными, как в колонии Горького. Первоначально в коммуне Дзержинского было три мастерских: сапожная, портновская и столярная. Этими подразделениями руководили высококвалифицированные специалисты. 

Как и в колонии Горького, несовершеннолетние в коммуне Дзержинского работали на полставки. Каждый день они посещали несколько уроков и выполняли домашние задания. 

Добившись успеха, Макаренко описал свой подход в семинарах и статьях. Здесь он также выступил с резкой критикой педологии, господствовавшей в то время в Советском Союзе парадигме. Термин «педология» редко используется в современном академическом дискурсе о развитии ребенка. В то время педология определялась как эмпирическое изучение всех сторон детского развития. Диалектический материализм, центральный элемент марксизма-ленинизма, создал в Советском Союзе интеллектуальный климат для чисто научных исследований и описаний. 

В Европе и в США педагоги исследовали как социальные, так и биологические факторы. Однако в ранний послереволюционный период видные советские ученые сосредоточили внимание прежде всего на биологических факторах и превратили педологию в «генетическую науку о росте ребенка». Советскую версию педологии можно обозначить такими современными терминами, как нативизм и созревание. В 1930-х годах поддержка педологии привела к обширной практике тестирования, когда детей делили на одаренных, нормальных или неспособных.

Макаренко написал несколько книг по воспитанию. Его самое популярное произведение «Педагогическая поэма» рассказывает о его воспитательной работе в колонии Горького. «Книга для родителей» и «Флаги на башнях» исследуют теорию коллективного воспитания. Макаренко считал труд основой интеллектуального и нравственного развития: всем детям должны быть поставлены задачи, требующие труда, и им должны быть предоставлены ответственные должности, чтобы усвоить ограничения своих индивидуальных прав и привилегий. Так, его первым принципом воспитания был: «Максимально возможные требования при максимально возможном уважении».

До сих пор основные принципы воспитания и обучения подростков и детей младшего возраста применяются в некоторых общеобразовательных школах, в том числе и в военных учебных заведениях – кадетских и суворовских училищах. Цель такого подхода состоит не только в том, чтобы способствовать командной работе, готовности помочь, терпимости и пониманию того, что вместе можно достичь большего. Это также обучение, когда дети учатся руководить, организовывать и управлять, а также подчиняться, помня заповедь «Максимально возможные требования при максимально возможном уважении».

Следует отметить, что вопросы воспитания кадет и курсантов военных учебных заведений, связанные с патриотизмом, с развитием уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам, а также с формированием гражданской позиции строятся на постулатах Макаренко и Терского.

В 1988 году ЮНЕСКО признало Антона Семеновича Макаренко одним из четырех педагогов, определивших мировое педагогическое мышление ХХ века. Другими были Джон Дьюи, Георг Кершенштайнер и Мария Монтессори.

Не останавливаются и научные изыскания, начатые Антоном Семеновичем и Виктором Николаевичем. Так, в честь 135-летия со дня рождения Антона Макаренко Московский педагогический государственный университет совместно со школой №656 имени А.С. Макаренко провели научно-практический семинар, посвященный не только жизни выдающегося человека, но и возможности применения на практике основных принципов его трудов.

В советское время в условиях постоянной критики деятельности Макаренко со стороны «педагогического Олимпа» того времени издать в педагогических издательствах свои произведения для педагогов-новаторов долгое время не представлялось возможным. После 1959 года свет увидели и труды Виктора Николаевича Терского. Его вклад в российскую педагогику трудно переоценить. Книга о деятельности и жизни Виктора Николаевича Терского, презентация которой состоялась в ходе семинара, была издана благодаря Фонду «Военная платформа».

Военная платформа