var _tmr = window._tmr || (window._tmr = []);_tmr.push({id: "3332282", type: "pageView", start: (new Date()).getTime()});(function (d, w, id) { if (d.getElementById(id)) return; var ts = d.createElement("script"); ts.type = "text/javascript"; ts.async = true; ts.id = id; ts.src = "https://top-fwz1.mail.ru/js/code.js"; var f = function () {var s = d.getElementsByTagName("script")[0]; s.parentNode.insertBefore(ts, s);}; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); }})(document, window, "tmr-code");
Ла-9

архивное фото

Ла-9: Достоинства и недостатки первого советского истребителя с металлическим фюзеляжем

Несомненно, лучшим советским истребителем времен Великой Отечественной войны был легендарный Ла-7. Между тем имелся у творения КБ «Лавочкина» и существенный недостаток, впоследствии вылившийся в проблему.

Все дело в том, что корпус самолета был выполнен из дерева. В итоге, крылатая машина была непригодна для полетов в плохую погоду, так как, попадая под дождь, впоследствии быстро выходила из строя. Естественно, и хранить Ла-7 можно было только в сухом, закрытом ангаре, что в боевых условиях удавалось далеко не всегда.

Решать вышеописанную проблему советские конструкторы начали уже в 1945 году. При этом модель истребителя под номером 130, в дальнейшем ставшая серийным Ла-9, успешно прошла финальные испытания в октябре 1946-го.

Стоит отметить, что перед моделью 130 были две промежуточные – 120 и 126.

Касательно Ла-9, самолет во многом превосходил своего легендарного предшественника. В частности, новый истребитель отличался более высокой продолжительностью и дальностью полета, а благодаря корпусу из металла удалось не только решить проблему быстрого выходи из строя крылатой машины, но и снизить ее вес на целых 150 кг.

Кроме того, в Ла-9 были удалены предкрылки, которые в Ла-7 выдвигались несинхронно и затрудняли управление. К слову, о последнем, как тогда заявляли летчики-испытатели, управлять новым истребителем было в целом гораздо проще, кабина была лучше оборудована. В частности, пилоту были доступны: аппарат опознавания «свои-чужие» СЧ-3М, радиополукомпас, авиагоризонт и пр.

Также у нового самолета повысилась устойчивость при взлете и наборе высоты.

Наконец, к «мелким» преимуществам, которые отметили летчики, можно отнести удобное кресло.

Впрочем, в ходе испытаний был выявлен и ряд недостатков. Среди них: недостаточная скорость для пикирования, плохой задний обзор из-за антенны, отсутствие автоматической винто-моторной группы, неприспособленность для ночных вылетов и слабая (по сравнению с Як-3) маневренность.

Между тем, после прохождения испытаний и начала серийного выпуска, Ла-9 еще не единожды модернизировался.

Об истории создания и судьбе первого в СССР истребителя с полностью металлическим фюзеляжем:

Военное обозрение