Недавно в публичной сфере появились доказательства того, что редкий высотный самолет М-55 «Геофизика», принадлежащий России, был «расконсервирован», и его полеты возобновились из подмосковного аэропорта Раменское.
К крылу самолета был прикреплен характерный контейнер, скорее всего, УКР-РТ с оборудованием радиоразведки. Подобные контейнеры впервые были замечены под Су-34 во время учений «Запад-2021» двумя годами ранее.
Объект под крылом «Геофизики» называется универсальный контейнер разведки (УКР). Предназначен он для увеличения возможностей Су-34 в плане оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки. Соответственно, выпускается контейнер в трех вариантах и непрерывно модернизируется.
Судя по крупной радиопрозрачной панели на боку, «Геофизика» носит усовершенствованную радиолокационную версию. По информации из открытых источников, УКР-РЛ превращает Су-34 в небольшой, но быстрый и маневренный самолет ДРЛОиУ, засекая единичные и массовые цели на дальности до 300 километров. С его помощью можно находить войска на марше и в местах сосредоточения.
УКР-РТ позволяет бомбардировщику засекать вражеские РЛС и другие объекты с сильной электронной активностью в радиусе сотен километров. УКР-ОЭ предназначен для наблюдения за местностью в оптическом и тепловом диапазонах.
Все типы УКР обмениваются данными с прицелом бомбардировщика, информация о целях может передаваться на другие самолеты и наземные средства поражения. Су-34 с обновленным программным обеспечением уже используют эти контейнеры.
Внимание к М-55 «Геофизика» во многом было связано с его использованием в качестве высотного самолета-разведчика для ракетных ударов в советское время.
Если говорить дальше, то в 1960-х годах Советский Союз разработал проект высотного самолета, известного под кодовым названием М-17 «Стратосфера», предназначенного для перехвата американских самолетов-разведчиков U-2 или высотных аэростатов.
Тем не менее, первый полет самолета состоялся только в 1982 году, после чего вопрос о высотных аэростатах уже не был актуален.
Впоследствии советское руководство трансформировало проект в высотный самолет-разведчик ракетного наведения, специально для советского ОТРК «Ока» [снято с производства], фактически предшественника ОТРК «Искандер». Переработанная конструкция получила обозначение М-55 «Геофизика», первый полет которой состоялся в 1988 году.
По имеющимся данным, всего было изготовлено около пяти таких самолетов, а с 1996 года они были переконфигурированы для проведения гражданских научных исследований, включая исследования стратосферы, разделяемой Россией и европейскими странами.
В 2017 году российские профильные источники утверждали, что М-55 «Геофизика» была поставлена на консервацию из-за нехватки контрактов на научные исследования. После этого все публичные записи и упоминания об этих типах самолетов исчезли до самого недавнего времени.
Возобновление полетов М-55 «Геофизика» может иметь двойное значение: оно может быть частью усилий по разработке бортового оборудования для российской тактической авиации или шагом к возобновлению первоначальной разведывательной роли самолета при ракетных ударах.
М-55 «Геофизика» (по принятой в НАТО кодификации Mystic-B) – советский, а впоследствии российский высотный дозвуковой разведчик. Был спроектирован и построен по схеме цельнометаллического полумонококового высокоплана, нормальной аэродинамической схемы со свободнонесущим крылом. Со временем самолет стал использоваться исключительно в гражданских целях. Высотный самолет М-55 способен проводить исследования в стратосфере на высотах до 20 километров, осуществляя мониторинг воздушной среды, суши, водных бассейнов, а также выступать ретранслятором для обеспечения радио- и телефонной связи. Также на базе М-55 была спроектирована система противоградовой защиты.
Важными характеристиками М-55 «Геофизика» являются длина фюзеляжа 22,67 метра, размах крыла 37,4 метра и максимальная взлетная масса чуть более 23 тонн. Рассчитанный на одного пилота, самолет достигает максимальной скорости примерно 743 км/ч на оптимальной высоте 20 километров. Максимальная высота полета самолета составляет 21,5 километров, а практическая дальность – 1220 километров.
Еще новости
ЗРК С-500 «Прометей». Новейший щит России
Детектор дронов «Птицелов» начинает поступать в зону СВО
Названы сроки физического пуска атомных ректоров ТАРКР «Адмирал Нахимов»