Истребитель Су-35С: экстремально опасен

Фото: ОАК

Истребитель Су-35С: экстремально опасен

Сверхманевренный самолет Су-35С поколения 4++, являющийся вершиной эволюции семейства Су-27, сегодня может успешно противостоять самым современным истребителям вероятного противника, созданным с использованием технологий стелс, как в ближнем, так и в дальнем воздушном бою. Его высокоточные самонаводящиеся ракеты могут эффективно бороться с наземными и надводными целями.

Рассказываем о самом мощном авиационном комплексе поколения 4++, составляющем основу истребительной авиации ВКС РФ.

Между четвертым и пятым поколением

Многофункциональный Су-35С – самая современная модификация легендарного истребителя Су-27, символа отечественной военной авиации второй половины XX века. Это глубокая модернизация «двадцать седьмого», которая по своим характеристикам, за исключением малозаметности, соответствует истребителям пятого поколения.

Су-35 разработан в 2000-х годах, работы по проекту в ОКБ Сухого возглавил конструктор Игорь Демин. Первый полет состоялся 19 февраля 2008 года. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан.

По своим возможностям Су-35С превосходит большинство современных истребителей как в ближнем, так и в дальнем бою. Новейшие цифровые системы позволяют группе Су-35С эффективно взаимодействовать в воздухе и решать сложнейшие совместные задачи. Су-35С не имеет ограничений по углам атаки и обладает сверхманевренностью при высокой управляемости. Эти характеристики, а также возможность применения ракет «воздух–воздух» большой дальности существенно повышают боевой потенциал самолета.

Вопреки законам физики

Внешне Су-35С практически неотличим от Су-27, однако в планер были внесены значительные изменения: его конструкция была усилена для увеличения максимальной взлетной массы и срока службы самолета. Также это дало возможность брать на борт больше топлива.

Рекордного показателя дальности – более 3500 км – удалось достичь благодаря размещению топливных емкостей в фюзеляже и консолях крыла самолета. Чтобы керосин под влиянием перегрузок не перемещался внутри баков во время полета, используется губкообразный пенополиуретан.

Одно из ключевых новшеств «тридцать пятого» по сравнению с предыдущими машинами семейства – более мощный двигатель АЛ-41Ф-1С с повышенной тягой, модификация одного из лучших в мире двигателей для фронтовой авиации. Разработкой двигателя занималось ОКБ им. А. Люльки и «ОДК-УМПО» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Именно эта силовая установка позволяет Су-35С развивать сверхзвуковую скорость без использования режима форсажа, что является одним из требований к пятому поколению истребителей.

Максимальная скорость самолета у земли составляет 1400 км/ч., на высоте − 2.25М, потолок − 18 тыс. м. Управляемое сопло двигателя позволяет выполнять полет в уникальных режимах, например совершать короткий взлет с поврежденных полос.

В небе Су-35С способен выполнять фигуры, казалось бы, противоречащие законам физики. Например, только Су-35С делает мертвую петлю с минимальным радиусом, практически переворот на месте. И это не просто красивый рисунок в небе, но и маневр, дающий уникальные преимущества в бою. Кстати, с 2019 года истребители Су-35С поступили на вооружение пилотажной группы ВКС РФ «Русские витязи».

Брать на борт только лучшее

Важнейшее отличие Су-35С от родственных ему истребителей поколения 4+ семейства Су-30 и Су-33 − наличие на борту авионики пятого поколения.

Для обнаружения, сопровождения и измерения координат воздушных, наземных, надводных целей днем и ночью в Су-35С установлена радиолокационная система управления «Ирбис». Производится эта РЛСУ на Государственном Рязанском приборном заводе, входящем в «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Ростеха. «Ирбис» оборудован пассивной фазированной антенной решеткой с системой электронного управления лучом. Одновременно он может обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей, а обстреливать одновременно до 8 воздушных целей. Локатор с фазированной решеткой позволяет обнаруживать цели в воздухе на расстоянии до 350 км и видеть даже такие сложные цели, как зависший в воздухе вертолет.

Высокоэффективная система радиоэлектронной борьбы Су-35С включает в себя станцию активных помех групповой и индивидуально-взаимной защиты, аппаратуру наведения противорадиолокационных ракет, системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и о ракетной атаке, а также автомат выброса ложных целей.

Средства навигации и индикации разработаны Раменским приборостроительным КБ в составе КРЭТ. В кабине Су-35С нет аналоговых приборов, вся информация выдается пилоту на ЖК-индикаторы. При отказе одного индикатора система дублирует его на соседний. Также на случай отказа вся электронная система управления дублирована. Специально для Су-35С были созданы новые органы управления, основные функции которых сосредоточены в двух рычагах. Комплекс средств связи разработан НПП «Полет» в составе холдинга «Росэлектроника».

Впервые в истребительной авиации в Су-35С применена схема «ведущий-ведомый», когда командир группы имеет полную информацию об остальных самолетах – о количестве топлива, вооружении и т.д.

«Кулаками» Су-35С являются высокоэффективное управляемое вооружение класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность» большой дальности, неуправляемые боеприпасы и авиационная пушка 30 мм. Максимальная масса боевой нагрузки – 8 тонн на 12 узлах подвески.

Производство истребителя Су-35С – одна из приоритетных программ Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Серийный выпуск Су-35/35С ведется на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина. Самолет сегодня поставляется как для нужд Минобороны РФ, так и иностранным заказчикам. Су-35С отлично показали себя в Сирийском конфликте, выполняют задачи в ходе СВО, а недавно сопровождали борт номер один президента РФ в ходе полета в ОАЭ и Саудовскую Аравию.

Ростех