АПЛ ВМФ России проведут навигационные учения в Арктике

Атомные подводные лодки "Князь Владимир" и "Екатеринбург" на причале пункта базирования Северного флота РФ. Фото: Вадим Савицкий/ТАСС

АПЛ ВМФ России проведут навигационные учения в Арктике

Подводники Северного флота России намерены укрепить свои возможности посредством обширной программы подготовки, направленной на освоение ледовой навигации в Арктическом регионе.

Пресс-служба флота объявила о планах этой стратегической инициативы и подчеркнула ее ключевую роль в обязанностях подводников в 2024 году. Обучение включает теоретические знания и практические занятия, особенно с упором на экипажи атомных подводных лодок.

Подчеркивая исключительную важность ледового плавания, в пресс-службе отмечают, что в указанный период экипажи пройдут специальную подготовку.

В ведомстве добавили: «Особое внимание будет уделено совершенствованию военно-морской подготовки экипажей ракетных подводных крейсеров стратегического назначения подводных сил Северного флота».

Этот целенаправленный подход направлен на повышение готовности этих подводных лодок к выполнению миссий в сложных арктических условиях.

В рамках зимних учений Северный флот России проведет учебно-методическое совещание на базе подводных сил. Целью является рассмотрение и консолидация передового опыта, связанного с использованием атомных подводных лодок подо льдами Арктики.

В ведомстве также отметили, что в 2023 году атомная подводная лодка с баллистическими ракетами «Тула» успешно провела свой первый пуск в новой зоне ледового плавания в море Лаптевых.

Это подтвердило способность военно-морских стратегических ядерных сил эффективно решать поставленные перед ними задачи из любой точки Арктического региона.

Кроме того, в октябре 2023 года атомный подводный крейсер Тихоокеанского флота «Генералиссимус Суворов» был оперативно подготовлен и прошел арктическим маршрутом подо льдом к месту постоянного базирования на дальневосточной военно-морской базе.

«Генералиссимус Суворов», третий корабль модернизированного класса «Борей-А» и шестой среди российских подводных лодок с баллистическими ракетами четвертого поколения, предназначен для перевозки до 16 баллистических ракет «Булава».

Эта передовая подводная лодка, введенная в эксплуатацию 29 декабря 2022 года, станет важным дополнением к военно-морскому потенциалу России.

Тем не менее, предстоящая специализированная подготовка по ледовой навигации призвана укрепить позиции России как грозной силы в Арктике, гарантируя, что ее военно-морской состав будет хорошо подготовлен к решению проблем, связанных с ледяными просторами региона.

Стратегическое значение Арктики растет по мере того, как отступающая ледяная шапка открывает новые морские пути и ценные ресурсы. У Москвы есть базы за Полярным кругом, которые превосходят количество НАТО примерно на одну треть.

Российская военная деятельность в Арктическом регионе также обострилась одновременно с усилением внимания к расширению инфраструктуры в этом регионе.

Кроме того, российские подводные лодки с баллистическими ракетами научились осуществлять комплексное сдерживающее патрулирование под защитным щитом арктических льдов, что затрудняет отслеживание их передвижения.

Приверженность Москвы освоению военно-морских операций в Арктике проявляется в последовательном проведении учений с участием подводных лодок в регионе.

Примечательное событие произошло в 2021 году, когда три российские подводные лодки с баллистическими ракетами успешно всплыли изо льда вблизи Северного полюса в рамках учений «Умка-2021». 

Хотя это был первый случай такого сложного военно-морского маневра, это был не первый случай, когда подводные лодки прорывались сквозь арктические льды в учебных целях. ВМС США проводят ежегодные ледовые учения (ICEX), в ходе которых подводные лодки всплывают подо льдом.

При этом учения 2021 года продемонстрировали возможности ВМФ России и укрепили усилия Москвы по поддержанию значительного присутствия в Арктике.

Всплытие подводной лодки сквозь плотный морской лед является сложной задачей.

Атомные ракетные подводные лодки в основном остаются скрытыми подо льдом Арктики, чтобы сохранить скрытность. Однако, когда возникает необходимость выйти на поверхность, тщательное планирование становится первостепенным.

Командиры подводных лодок обычно ищут близлежащие участки открытой воды, известные как «выводы» или «полыньи», чтобы всплыть, не наткнувшись на плавучий лед. Когда этот вариант нежизнеспособен, используется процесс осторожного маневрирования, чтобы прорваться через морской лед толщиной до 2,5 м.

На первом этапе подводная лодка медленно поднимается до тех пор, пока ее верхняя башня не коснется дна плавучего слоя льда.

Впоследствии сжатый воздух используется для выброса морской воды из балластных цистерн подводной лодки, которая создает восходящую силу, которая раскалывает лед, способствуя всплытию подводной лодки.

Мастерство этих сложных маневров отражает не только техническое мастерство российского ВМФ, но и стратегическую важность, придаваемую поддержанию оперативной готовности в Арктике, регионе, приобретающем все большее геополитическое значение.

Военная платформа