Летающий радар А-50 продолжает выслеживать украинские истребители

Самолет дальнего радиолокационного дозора А-50 во время полета. Фото: Минобороны России/ТАСС

Летающий радар А-50 продолжает выслеживать украинские истребители

Значительное истощение средств противовоздушной обороны Украины представляет собой значительный риск для оставшихся авиационных подразделений.

В ответ на это Россия расширила использование своего «летающего радара» A-50У, также известного как бортовые системы раннего предупреждения и контроля, для более эффективной нейтрализации самолетов противника. 

Интересно отметить, что Министерство обороны России начало наращивать свой парк этих самолетов в 2010-х годах. По оценкам, к началу 2023 года Россия развернула семь модернизированных A-50У наряду с тремя стандартными A-50. Служивший с 1985 года, этот советский образец когда-то считался устаревшим, пока его недавно не обновили, чтобы он соответствовал достижениям войны 21-го века. 

Обновленная версия A-50У обладает различными преимуществами. Его ресурс на 15-20 процентов выше, чем у предшественника, что позволяет ему оставаться в воздухе в течение впечатляющих 9 часов без дозаправки. Обновленная версия также оснащена усовершенствованной радиолокационной системой «Шмель-2», которая заменила устаревший советский радар «Шмель». Это нововведение расширяет ситуационную осведомленность благодаря таким возможностям, как обнаружение пусков ракет на расстоянии более 1000 км и отслеживание истребителей на дальностях на 33 процента дальше, чем раньше. 

Следовательно, A-50У может эффективно отслеживать до 300 объектов, обеспечивая при этом цели для 40 боевых самолетов поддержки. Это значительное улучшение по сравнению с оригинальным радаром «Шмель», который мог отслеживать только 200 объектов и обеспечивать данными 20 самолетов.

Платформы ДРЛОУ обеспечивают непревзойденное преимущество в области ведения боевых действий благодаря своим мощным радарным системам, способным собирать критически важную тактическую информацию, повышающую осведомленность о поле боя. Хотя российские подразделения не использовали эти системы так широко, как их американские и китайские коллеги, ситуация быстро меняется. В настоящее время китайский KJ-500 удерживает титул лучшего в своем классе, но США с нетерпением ожидают первого места со своим грядущим E-7 Wedgetail. 

В 2022 году США активизировали разработку E-7 за счет экстренного финансирования, что ускорилось из-за недостаточной производительности их устаревшего парка E-3 AEW&C. Это, учитывая растущий арсенал китайских истребителей-невидимок J-20, сделало острой потребность в более надежных системах наблюдения. 

Более чем когда-либо российская постсоветская электронная промышленность находится на перепутье с ее новой платформой ДРЛОУ A-100. Считается, что эта модель, модернизированная версия A-50, превосходит по своим возможностям E-7 и, конечно же, недавно представленный KJ-500A в 2022 году. Даже с обещанным набором датчиков, производительность которых на 30 процентов превосходит характеристики A-50У, A-100 показывает технологические проблемы, с которыми сталкивается Россия, особенно по сравнению с ее соседями из Восточной Азии.

В моменты обострения напряженности в отношениях с НАТО Россия часто размещала свои A-50У более агрессивно. Страна приобрела опыт эксплуатации этих самолетов во время операций по борьбе с повстанцами в Сирии, начавшихся в декабре 2015 года. Наряду с обычными задачами сдерживания, российские военно-воздушные силы также участвовали в перехвате западных, турецких и израильских истребителей, которые часто нарушали воздушное пространство Сирии. Однако точная степень участия А-50 по-прежнему неясна. 

Совсем недавно эти А-50 принимали активное участие в операциях против украинской авиации, поддерживая не только истребительные подразделения, но и наземные средства противовоздушной обороны. Возможно, одним из наиболее ярких примеров является их использование с начала ноября. Это помогло ракете класса «земля-воздух» 40Н6 из систем ПВО С-400 поразить низковысотную цель на расстоянии почти 400 км — событие, обычно недостижимое для ракет класса «земля-воздух» из–за кривизны земли, ограничивающей дальность обнаружения. 

40Н6 был разработан для использования данных целеуказания с различных бортовых радаров. Тем не менее, превосходная способность A-50У распознавать низколетящие цели из-за помех на земле и непревзойденная ситуационная осведомленность в российском флоте делают его очень подходящей платформой для таких операций. Такое специфическое использование авиации представляет собой широкомасштабные и сложные операции, в ходе которых конфликт на Украине предоставляет российским силам уникальный опыт. 

Поскольку Россия внедряет ракеты еще большей дальности для системы С-500, способные поражать цели на расстоянии 600 км, ожидается, что значение самолетов ДРЛОУ в поддержке противовоздушной обороны еще больше возрастет. 

Потребность в подобных платформах в российских военно-воздушных силах значительно снижена благодаря большим радарам, установленным на их истребителях/перехватчиках; в среднем они более чем в два раза больше, чем те, что установлены на западных самолетах. 

Перехватчик МиГ-31, например, может похвастаться радарной системой примерно в десять раз большего размера, чем та, что была установлена на основном истребителе ВВС США, тогдашнем F-16. Аналогичным образом, истребитель Су-30, спроектированный с дополнительным сиденьем, сочетает в себе повышенную выносливость и значительные размеры радара, что позволяет ему функционировать как «мини-система ДРЛОУ». 

Несмотря на это, ожидается, что российские вооруженные силы увеличат свои инвестиции в самолеты ДРЛОУ в качестве способа усиления наземной противовоздушной обороны и повышения ситуационной осведомленности в ответ на растущий парк самолетов-невидимок НАТО F-35. Это сопоставимо с тем, как Военно-воздушные силы США, в частности Тихоокеанское командование, увеличили инвестиции в парк E-7 в ответ на развертывание Китаем самолетов-невидимок J-20 в регионе. 

Забегая вперед, отметим, что уникальным преимуществом, которое, как ожидается, сохранится за российским флотом этих самолетов, является их уникальный опыт эксплуатации в зонах боевых действий высокой интенсивности; опыт, не имеющий аналогов ни у одного другого эксплуатанта аналогичных самолетов за последние более чем два десятилетия. Ожидается, что операции на Украине, в частности, значительно повысят способность A-50У поддерживать широкий спектр сложных операций.

Военная платформа