Начнем с техасского «Авиазавода ВВС № 4», то есть Air Force Plant 4, по адресу Fort Worth. Он оплачен корпорацией Lockheed Martin, поэтому к некоторым заявлениям стоит относиться со скепсисом. Проектная мощность – 156 самолетов в год, это значит три самолета в неделю. Поставляют все это 1650 производителей. Со всего мира, кстати.
Air Force Plant 4 работает с 1942 года, произвели вначале 2743 B-24 Liberator, потом производили 400 B-36 Peacemaker, а потом делали 116 B-58 Hustler. Который сверхзвуковой. С течением времени перешли на F-111, а с 1970 – F-16. Так что традиции производства существуют. При этом, напомню, что работают они 24/7. То есть завод и ночью не спит.
Другое дело, что F-35 весьма «упакованный» самолет, который еще и производится в трех вариантах сразу. При том, что общего у них – всего около 20% между тремя моделями. Поэтому помимо производственных карт операций нужно еще и помнить о том, что сборочные посты должны быть готовы к работе по всем трем вариантам. И люди должны тоже в этой конвейерной работе быть подготовленными. Перед выходом на работу они тренируются на 3Д моделях неделю, после обучения двухнедельного, чтоб набить руку.
Итак, крупные поставщики производства – Northrop Grumman, Pratt&Whitney (США), Leonardo (Италия), Rolls-Royce (для версии B), BAE Systems (оконцовка фюзеляжа и части рамы, Англия). Корпуса/раму самолетов целиком для американского завода еще собирают в Италии (Cameri), в Японии (Nagoya). Правда, из 156 самолетов выпуска за год, в Италии собирают 15, а в Японии – 10. Интересно отметить, что Konsberg (Норвегия) поставляет запчасти для фюзеляжа и рулей управления, в том числе из композитов и титана (для 100-150 машин).
В Великобритании производят следующие запчасти для сборки: систему жизнеобеспечения (Honeywell Aerospace), катапультируемые сиденья (Martin-Baker), электронно-оптическую систему прицеливания с лазером (Selex), створки бомбоотсека (UTC Aerospace Systems). Там же производят штангу для дозаправки в воздухе (Cobham), и систему управления электропитанием на борту (GE Aviation). Rolls-Royce делает воздуховоды для двигателей вертикального взлета, «вентилятор для вертикального взлета» (liftfan), и управляемые сопла для двигателей (3-bearing Swivel Nozel). При этом нумерация самолетов идет с обозначением «BK номер борта», то есть первый самолет был BK01 (B-model for the UK).
Из интересного – все композитные покрытия проверяют ультразвуковым лазером, неразрушающий контроль. Это быстрее предыдущей методики ультразвуковой водяной обработки в 10 раз. Используются и роботизированные станки, где робот просверливает от двух до трех тысяч отверстий на каждом крыле. Для проверки итоговой сборки внутреннего (бомбового) отсека используется 3д-сканер, который сразу проверяет совпадение внутренностей самолета с заложенной 3д моделью.
Для проверки софта на самолете работает авиабаза Edwards Air Force Base [California] и Naval Air Station Patuxent River [Maryland]. То есть вначале они обкатывают все на земле, потом дают добро испытательной команде летчиков завода. При этом на версию F-35A/C требуется два испытательных полета, а на F-35B – три.
С февраля 2023 года летает новая версия F-35 с прошивкой Tech Refresh 3, которая дополняет имеющуюся версию Block IV. А это новый процессор, новый дисплей в кокпите и улучшенная память с новым софтом. При этом важно отметить, что к августу 2024 «протестировано и допущено к эксплуатации около 95% возможностей TR3». То есть потенциал еще может раскрыться.
Как видим, производственные мощности у американцев работают вполне себе на высоком уровне, американские ВВС еще не упали по производственным мощностям до коллег из ВМФ. По справочнику World Air Forces 2024 у американцев в ВВС 234 самолета F-35A, контракт еще на 1365, учебных уже есть 129, у КМП США 112 в версиях B/C и еще 275 в заказе, при имеющихся 33 учебных. Ну, а Флот гордится 30 самолетами и в заказе еще 204. Учебных в версии С у них еще 15 штук.
Как видим, при таком производстве к 2025 году F-35 может подвинуть МиГ-29 с 5го места в мировом списке.
Еще новости
Американский пулемет Bullfrog, управляемый искусственным интеллектом
Обзор автономных летательных аппаратов Barracuda-M
Боевой лазер Raytheon HELWS испытали по реальным воздушным целям