Давайте вкратце разберемся с корабельным составом ведущих морских держав мира, и сколько сейчас строится кораблей. Для этого взглянем на сводные таблицы за авторством А. Шишкина.
На первом изображении приведена подробная статистика по актуальному корабельному составу крупнейших ВМС мира, а на втором — по строительству крупных боевых кораблей в этих странах. Конечно, нельзя оценить боеспособность флота только по количеству вымпелов и их суммарному водоизмещению, так как не учитывается состав вооружения кораблей, насколько удачные те или иные проекты, состояние инфраструктуры, возможности промышленности и уровень организации, но можно оценить создаваемые формирования и решаемые ими боевые задачи.
В статистике учитываются только боевые корабля 1-го и 2-го ранга — надводные корабли с полным водоизмещением более 2000 тонн и подводные лодки и с надводным водоизмещением более 1000 тонн. То есть малые ракетные корабли (МРК), которые мы сейчас массово строим, в этой статистике не учитываются. Также указан средний возраст кораблей и отдельно сколько % от суммарного водоизмещения приходится на корабли, пополнившие состав флота за крайние 10 лет. Можно оценить и время строительства — за сколько в среднем строились находящиеся в составе ВМС корабли (таблица 1) и сколько в среднем находятся в постройке корабли, которые строятся сейчас (таблица 2).
Что из этой статистики можно вытащить полезное?
1) Возраст кораблей не их главная проблема — гораздо важнее вопросы своевременного ремонта и модернизации. В США корабли не сильно моложе наших, только это не мешает их модернизировать и создавать под это целые программы. Через десятилетие и эти программы упрутся в то, что из корпусов выжато максимум, но это проблема будущего.
2) С одной стороны, кораблестроительная программа России внушительная — мы лидируем по числу строящихся вымпелов и по отношению суммарного водоизмещения строящихся кораблей к суммарному водоизмещения кораблей в составе ВМФ. Но, с другой стороны, по темпам строительства мы в числе аутсайдеров. Долгострои — это наша главная беда.
3) Просто запредельные темпы и объемы строительства китайского флота, сопоставимое с показателями США и СССР на пике гонки вооружений Холодной войны. Суммарное водоизмещение кораблей в постройке на уровне российского, но это обусловлено скоростью строительства — просто посмотрите какой тоннаж за год сдается и закладывается.
Еще новости
НАТО разрабатывает новый план противостояния России
Обзор «Красуха»- российский комплекс радиоэлектронной борьбы
Возможно ли перехватить «Орешник»?