Технологию, которую десятки лет назад забраковали американские военные, с успехом испытали в Китае. Группа инженеров из ведущих аэрокосмических исследовательских центров страны достигла прорыва в разработке гиперзвукового двигателя с косой ударной волной, работающего на обычном жидком топливе.
Наземное испытание провели ученые из Китайского исследовательского института ракетной техники (CALT) и Северо-Западного политехнического университета, подробности вышли в майском номере журнала Journal of Aerospace Power. После зажигания инженеры наблюдали взрывные волны в камере сгорания двигателя на протяжении более двух секунд.
Это испытание моделировало работу двигателя прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) с косой стоячей детонацией (Sodramjet) на скорости 8 чисел Маха и высоте 30 км. В качестве топлива использовался авиационный керосин марки RP-3. Эксперимент, имитирующий указанные условия полета, доказал техническую осуществимость концепции для военного использования.
Проведенное испытание — значительное техническое достижение, утверждает SCMP. В декабре 2023 года Академия наук Китая сообщала об аналогичном эксперименте, но тогда детонация длилась всего 50 миллисекунд и рядом экспертов была причислена к разряду аномалий. На этот раз детонация была устойчивой и длилась в 40 раз дольше.
Датчики показали скачок давления после детонации до 272 кПа, что более чем в десять раз превышает давление до воспламенения. Результаты химического моделирования совпали с результатами реальных испытаний и подтвердили создание значимой тяги. По словам Ян Яна, ведущего научного сотрудника группы, зона горения оставалась стабильной в течение 2,2-секундного тестового периода.
Испытания подтвердили возможность практического использования жидкотопливных ПВРД с косой стоячей детонацией. При таком типе детонации ударная волна распространяется под углом поверхности и может «стоять» на одном месте, не двигаясь. Теоретически, концепция может найти применение в новых разновидностях ПВРД.
Эту идею впервые предложили в 1958 году ученые из Мичиганского университета при поддержке ВВС США. Затем НАСА изучала ее в 1970-х, надеясь добиться гиперзвуковых скоростей. Однако разработка застопорилась из-за трудностей с поддержанием стабильной детонации и с контролем смешивания топлива и воздуха в экстремальных условиях.
В мае американская компания Venus Aerospace объявила об успешных летных испытаниях вращающегося детонационного ракетного двигателя (ВДД), обещающего снизить расходы топлива и сделать доступными пассажирские гиперзвуковые перелеты. До сих пор ВДД над территорией Соединенных Штатов никогда не взлетали.
Еще новости
Новый российский БпЛА V2U
Открытие нового общевойскового полигона Южного военного округа
ВКС России получили партию новых истребителей Су-35С