Авианосец Великобритании

Проблема возрождения британского кораблестроения

Министерство обороны Великобритании сообщило о радикальных изменениях в области  технологии постройки кораблей для Королевских ВМС.

Предложения, внесенные промышленником, сэром Дж. Паркером (John Parker), в его обзоре кораблестроительного сектора были поддержаны Министром обороны сэром Майклом Фаллоном (Michael Fallon). Их целью сделать корабли, строящиеся для ВМС Великобритании, привлекательными и для зарубежных покупателей.

Ранее Великобритания также шла по пути поиска инновационных технических решений при постройке как надводных, так и подводных кораблей для ВМС. Подобные инновации представляли значительный интерес для флотов зарубежных стран. Так на пла класса Trafalgar гребной винт был заменен водометным движителем, что позволило обеспечить резкое снижение шумности подводной лодки. Данное новшество было заимствовано и применено на многоцелевых пла класса “Seawolf” ВМС США и пла класса “Борей”, а также на дизельных пл класса “Алроса” в российском ВМФ.

Согласно национальной кораблестроительной программе National Shipbuilding Strategy, Британия закупит пять многоцелевых фрегатов проекта 31, кораблей, строящихся по урезанному бюджету, чтобы укрепить пришедший в упадок флот. Ввод в строй первого фрегата намечен на 2023 г.

Сэр Джон рекомендовал, чтобы новые корабли строились на верфях по всей стране с использованием модульных методов постройки, разработанных при постройке авианосцев класса “Queen Elizabeth”.

Такие методы предусматривали формирование гигантских блоков на разных британских верфях и затем их буксировку в г. Росайт в Шотландии, где они монтировались, образуя корпус корабля водоизмещением 65 тыс. т компаниями BAE Systems, Babcock и Thales, сотрудничающими с Министерством обороны.  

Поддержка его  рекомендаций будет угрожать фактической монополии компании BAE на постройку кораблей для ВМС, открыв другим компаниям вход на рынок, в связи с чем выражается озабоченность сохранением рабочих мест на крупнейшей кораблестроительной верфи, основные мощности которой сосредоточены в г. Глазго на р. Клайд.

Анонсируя свои планы, Министерство обороны Великобритании объявило о выделении средств в размере 250 млн фунтов стерлингов на постройку каждого корабля, сообщив об этом в последнем отчете, в котором было указано, что Правительство закажет только восемь  фрегатов проекта 26 (головной фр заложен в конце 2018 года и получил название «Глазго») и некоторое дополнительное количество фрегатов проекта 31.

Фрегаты проекта 26 являются более мощными боевыми кораблями, чем фрегаты проекта 31, но и цена их гораздо выше. 

Фрегат проекта 26

Ключевым пунктом в отчете сэра Джона является постройка кораблей, представляющих интерес для зарубежных покупателей, чтобы тем самым финансировать английских кораблестроителей.  

Еще одной рекомендацией  было изменение подхода к замене кораблей после истечения их срока службы. Министерству Обороны предлагалось сразу закупать новые корабли, а не продлевать срок службы устаревших кораблей с проведением их дорогостоящего капитального ремонта, поскольку это порождает у кораблестроительных компаний сомнения в поступлении новых заказов со всеми вытекающими последствиями.  

Максимальная стоимость одного фрегата была определена в 250 млн фунтов стерлингов, так как, по расчетам экспертов, это оптимальная цена для привлечения экспортных заказов.

Некоторые комментаторы из оборонного ведомства сомневаются в полезности постройки “бюджетных” кораблей и полагают, что лишенные мощных систем вооружения и дорогостоящего оборудования, установленных на аналогичных кораблях других стран, они станут плавучей мишенью на поле боя. 

Внешний вид фрегата проекта 31, спроектированного компанией BAE Systems.

Но при серьезно урезанном бюджете, частично потраченном на новые авианосцы и замену ракет “Трайдент” останутся ли средства для инвестиций в ключевые области кораблестроения?  

Первый из авианосцев нового поколения был благополучно сдан через несколько месяцев после заявления Министра обороны Великобритании о программе возрождения британского ВМС.  В сентябре 2018 г. Министр обороны обнародовал новую стратегическую программу National Shipbuilding Strategy (NSS), в которой основное внимание обращено на постройку нового класса фрегатов проекта 31,  которые должны вступить в строй к 2023 г. Эта программа явилась своего рода ответом на кардинально меняющие систему предложения и рекомендации, сформулированные сэром Джоном Паркером в его независимом обзоре ситуации в судостроении Великобритании. Эти рекомендации касались финансирования верфей, роста региональных экономик и цепочки поставок судостроительного оборудования в целом. 

Неопределенное будущее

Хотя, как кажется, все необходимые меры для возрождения британской судостроительной промышленности были приняты, необходимость сокращения расходов, связанная с недавними значительными затратами на приобретение новых кораблей, заставляет сомневаться в том, что постройка пяти недорогих фрегатов проекта 31 может стать началом  такого возрождения.
  
По заявлениям экспертов, программа National Shipbuilding Strategy устанавливает жесткие временные и стоимостные рамки, которые заставят компании, принимающие участие в поставках кораблей по данной программе, вести работы в более инновационном ключе. Однако многие критики называют фрегаты проекта 31 лишь незначительно улучшенной версией прибрежного патрульного корабля и, в свете таких мнений, только заинтересованность мирового рынка вооружений в этом корабле может стать решающим фактором в развитии британского кораблестроения. 

0/5 (0 отзывов)