Пентагон продолжает программу Cold Weather All-Terrain Vehicle (CATV). Ее целью является поиск и выбор современного гусеничного транспортера для эксплуатации в Заполярье. В ближайшие месяцы планируется получить опытную технику и начать ее сравнительные испытания на полигонах и на реальной местности. Наилучший образец в ближайшем будущем придет на смену устаревшей технике.
В начале восьмидесятых годов армия США провела конкурс SUSV (Small Unit Support Vehicle), победителем которого стала шведская компания Hägglunds (ныне входит в состав BAE Systems) с двухзвенным гусеничным транспортером Bv 206. Эта машина была принята на вооружение под индексом M973 SUSV и в минимальные сроки стала основным транспортом арктических частей армии и Корпуса морской пехоты.
К настоящему времени эксплуатация машин SUSV сталкивается с серьезными проблемами. «Американская» модификация Bv 206 уже снята с производства, а наличные машины близки к полной выработке ресурса. Ремонт затрудняется из-за недостатка требуемых запчастей. Количество активных SUSV сокращено до необходимого минимума, а в 2023 ф.г. их спишут ввиду полной невозможности продолжения эксплуатации.
В 2018 г. Пентагон запустил программу Joint All Weather All Terrain Support Vehicle (JAASV), целью которой был поиск современной замены для SUSV. После недолгих подготовительных работ эту программу перевели на новый уровень и переименовали. С мая 2019 г. поиски новой техники ведутся в рамках проекта CATV.
В 2019-20 гг. Пентагон принимал и рассматривал заявки потенциальных участников. В новый этап программы CATV перешли два проекта, разработанные двумя организациями. Первый образец предлагают американская компания Oshkosh Defense и сингапурская ST Engineering, а второй представлен международной BAE Systems, в состав которой сейчас входит Hägglunds.
В ближайшем будущем
5 апреля стало известно, что Пентагон выдал двум альянсам контракты на производство и поставку техники для проведения сравнительных испытаний. Неназванное количество транспортеров двух моделей требуется передать заказчику до 14 июня. Стоимость контрактов не уточняется, но известно, что на закупки техники в рамках CATV на 2021 ф.г. выделялось 9,25 млн долл. Кроме того, в этом году на исследованиях и испытаниях освоят еще 6 миллионов.
Сравнительные испытания двух транспортеров будут проводиться на Аляске силами одного из учебных центров армии. Мероприятия стартуют в августе этого года и продлятся до декабря. Такой график позволит проверить технику на разных местностях и в разных погодных условиях, характерных для всех времен года.
Сразу после сравнительных испытаний начнется процесс анализа собранных данных и выбора наилучшей конструкции. Победителя программы CATV выберут до конца 3 квартала 2022 ф.г., т.е. не позднее середины лета календарного года. После этого появится контракт на серийное производство, и уже к началу 2023 г. промышленность должна будет поставить первые машины CATV для замены устаревших SUSV.
Нынешние планы предусматривают закупку 110 транспортеров CATV к середине десятилетия. Это достаточно для переоснащения арктических частей армии и КМП. В зависимости от хода производства и результатов реальной эксплуатации, заказ может быть увеличен в полтора раза. Любопытно, что ранее фигурировали и более крупные числа, до 200 ед.
Международный проект
Одним из претендентов на контракт является многоцелевая машина от Oshkosh Defense и ST Engineering. Конкурсный образец выполнен на базе сочлененного транспортера Bronco 3. Последний претерпел некоторые изменения и получил новое оснащение в соответствии с требованиями заказчика и стандартами армии США. На испытания отправят две машины – одна получит грузопассажирское заднее звено, а вторую оснастят грузовым кузовом.
Bronco 3 представляет собой двухзвенный бронетранспортер с возможностью перевозки людей и грузов, а также оказания огневой поддержки. Машина общей длиной 8,6 м со снаряженной массой 10,2 т имеет два корпуса на унифицированных ходовых частях. В переднем корпусе устанавливаются двигатель мощностью 325 л.с. и 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия, обеспечивающие привод двух гусеничных движителей. Корпуса соединены при помощи шарнира с гидравлическими приводами.
Транспортер Bronco 3 изначально имеет противопульное бронирование с возможностью установки дополнительных модулей защиты. Также применены V-образные днища для защиты от мин. В конфигурации БТР машина вмещает 12 человек: 4 в переднем корпусе и 8 в заднем. Возможна установка требуемого вооружения. Грузоподъемность – 6,3 т.
Бронетранспортер способен двигаться по дорогам со скоростью 65 км/ч и плавать, развивая 5 км/ч. Низкая нагрузка на грунт позволяет передвигаться по песку, глубокому снегу и другим сложным поверхностям без серьезного падения подвижности и проходимости.
Шведский претендент
Компания BAE Systems предлагает на конкурс CATV многоцелевой транспортер BvS 10 Beoulf. Это один из современных вариантов дальнейшего развития старого Bv 206, эксплуатируемого в разных странах, в т.ч. в США. Новый BvS 10 отличается от предшественника увеличенными размерами, массой и грузоподъемностью. Разработан и производится серийно бронированный вариант такой машины.
BvS 10 имеет длину 7,6 м при массе не менее 8,5 т. Машина разделяется на два звена с собственными гусеничными движителями и гидравлическим механизмом сочленения. Beowulf оснащается дизельным двигателем мощностью 275 л.с. и автоматической трансмиссией с выдачей мощности на все четыре гусеницы.
По желанию заказчика, BvS 10 может иметь противопульную / противоосколочную броню. Предусматривается установка пулеметов разных моделей и дымовых гранатометов. Передний корпус вмещает четырех человек, в заднем имеется восемь мест. Возможна перевозка грузов соответствующих габаритов.
По основным ходовым характеристикам BvS 10 находится на одном уровне с машиной Bronco 3 – скорость до 65 км/ч на суше и до 5 км/ч на воде. Имеющаяся ходовая часть отличается малой нагрузкой на грунт и обеспечивает высочайшую проходимость на разных ландшафтах.
Испытания и выбор
До середины июня два производителя техники должны предоставить Пентагону транспортеры для проведения сравнительных испытаний, которые продлятся до конца года. Еще несколько месяцев потратят на анализ накопленной информации и выбор победителя.
Какая из двух многоцелевых машин пойдет в армию США – неясно. При этом американским военным придется столкнуться с определенными трудностями. Bronco 3 и BvS 10 близки по своим тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам и едва ли не равноценны. В связи с этим заказчику при выборе предстоит учитывать не только основные табличные характеристики, но и другие параметры разного рода.
На победу в программе CATV претендуют модификации серийных машин. Это означает, что производство техники для испытаний и последующий запуск производства для США не займет много времени. Благодаря этому Пентагон может рассчитывать на своевременное выполнение всех запланированных работ – и на старт переоснащения частей в 2023 г.
Таким образом, армия США получает все шансы своевременно и в полном объеме переоснастить арктические части. Успешный исход текущего конкурса CATV, несмотря на ограниченные объемы будущих закупок, имеет большое значение для развития американских вооруженных сил. Новая техника позволит сохранить или повысить боеспособность арктических частей – что особенно важно с учетом новых планов США по военному и экономическому освоению региона.
По материалам ресурсов: Военное обозрение, US Army, ST Engineering, BAE Systems
Еще новости
ЗРК С-500 «Прометей». Новейший щит России
Детектор дронов «Птицелов» начинает поступать в зону СВО
Названы сроки физического пуска атомных ректоров ТАРКР «Адмирал Нахимов»