Любая война — это не только боевые столкновения вооружённых сил воюющих государств, это и соперничество их обеспечивающих систем, проверка их оптимальной структуры и рационального управления ими. Залогом победы в войне являются более сильная, живучая и манёвренная система обеспечения войск (сил), способная быстрее и адекватнее адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям военного времени, а также профессионализм занятых в материально-техническом обеспечении специалистов. Очевидно, что это в полной мере относится к тылу Северного флота (СФ) периода Великой Отечественной войны, соперником которого в арктических широтах была высокоорганизованная и отработанная до мелочей обеспечивающая система военно-морского флота нацистской Германии.
К началу Великой Отечественной войны Северный флот был относительно молодым, малочисленным и наименее оснащённым флотом Советского Союза, поскольку был создан всего лишь за восемь лет до её начала. Его зона ответственности, находившаяся в Арктическом регионе СССР, простиралась от Баренцева моря на западе до моря Лаптевых на востоке.
Боевой состав флота включал: 15 подводных лодок (были сведены в одну бригаду), 8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 14 сторожевых катеров, 116 боевых самолётов.
Тыл Северного флота также был молодым, малочисленным и наименее оснащённым. Кроме того, у его руководства отсутствовал какой-либо опыт материально-технического обеспечения боевых действий, мобилизационного развёртывания обеспечивающей системы и организации оперативного управления тылом флота в условиях военного времени, приобретённый на других флотах, например, в годы Первой мировой войны.
В отличие от тылов Балтийского и Черноморского флотов «в начале войны тыл Северного флота находился в стадии формирования: строились новые тыловые объекты и сооружения; накапливались необходимые запасы; укомплектовывались личным составом и обслуживающим персоналом органы тыла, тыловые подразделения и части, производственные и ремонтные предприятия; создавалась система оперативного управления органами тыла». Несмотря на «молодость», перед тылом СФ стояли весьма сложные и вполне конкретные боевые и повседневные задачи.
Как известно, на Северном флоте в отличие от Черноморского и Балтийского не было потеряно ни одного метра береговой черты. В период всей войны только СФ выполнял свойственные флотам задачи и в полной мере смог реализовать весь свой боевой потенциал. Силами и средствами флота велись активные боевые действия, осуществлялись охрана своих морских коммуникаций и боевое патрулирование коммуникаций противника, охранялось и оборонялось побережье, конвоировались союзные транспорты, проводились высадка и поддержка морских десантов и диверсионно-разведывательных групп.
Вся работа флотского тыла в годы войны была направлена на своевременное и всестороннее обеспечение боевой и повседневной деятельности Северного флота. Наряду с материально-техническим обеспечением соединений, кораблей и воинских частей всеми необходимыми видами довольствия тыл организовывал ремонт и восстановление береговых объектов, своих и союзных боевых кораблей, вспомогательных и транспортных судов; формировал тылы вновь создававшихся военно-морских баз; обустраивал жизнь военнослужащих и членов их семей; осуществлял приём и отправку союзных конвоев; выполнял перегрузку, хранение и отправку в глубь страны грузов из США и Великобритании; совершенствовал и развивал тыловую инфраструктуру; подбирал и обучал кадры органов тыла и т.п.
Одной из важных и неотложных задач тыла Северного флота в военное время был северный завоз всех видов снабжения в отдалённые гарнизоны и военно-морские базы, связь с которыми имелась только в течение очень короткого полярного лета.
Особенностями, оказывавшими непосредственное влияние на боевую и повседневную деятельность тыла Северного флота, являлись (и являются сегодня) географические, климатические, экономические, демографические и другие объективные условия Арктического региона нашей страны.
С 22 июня 1941 и до поздней осени 1944 года практически все объекты флотского тыла систематически подвергались жесточайшим многочасовым бомбардировкам самолётами противника. Только от вражеских бомбардировок Северному флоту за годы войны был нанесён значительный материальный ущерб, составивший в ценах 1941 года более 30 млн рублей. Находившиеся в море вспомогательные суда и транспорты, кроме всего прочего, являлись постоянными объектами нападений надводных кораблей и подводных лодок кригсмарине.
Северный флот рос количественно и качественно, пополнялся личным составом. От промышленности и с других флотов поступали боевые надводные корабли, подводные лодки, вспомогательные суда всех классов. В 1944 году после получения кораблей в счёт раздела итальянского военно-морского флота Северный флот по численности корабельного состава перегнал другие советские флоты, принимавшие участие в Великой Отечественной войне.
К концу 1944 года боевой состав Северного флота насчитывал: 1 линейный корабль; 1 крейсер; 17 эскадренных миноносцев (линкор, крейсер и 9 эсминцев поставили союзники в счёт раздела итальянского флота); 51 сторожевой катер (часть передана по ленд-лизу); 45 охотников за подводными лодками (полностью переданы по ленд-лизу); 43 тральщика (20 единиц английской постройки); 56 торпедных катеров (переданы по ленд-лизу); 42 подводные лодки (3 единицы после раздела итальянского флота); 256 орудий береговой артиллерии, 718 самолётов морской авиации различных классов; 25 тыс. военнослужащих морской пехоты (численность личного состава соответствовала общевойсковому корпусу). К началу 1945 года Северный флот стал самым многочисленным и мощным флотом Советского Союза.
С количественным и качественным ростом флота совершенствовалась и его обеспечивающая система, расширялись и усложнялись её функции и задачи, реформировалась организационно-штатная структура, повышались профессионализм и ответственность сотрудников и руководителей тыла.
На начало 1945 года в органах флотского тыла трудились 2272 высококвалифицированных специалиста, из которых «1736 человек были военнослужащими, а 536 вольнонаёмными».
Результаты деятельности тыла Северного флота в годы Великой Отечественной войны впечатляют и характеризуются следующими цифрами.
«За годы войны склады Технического отдела тыла флота переработали более 3000 вагонов с различными грузами на общую сумму 29,9 млн рублей, причём невозвратные потери имущества составили всего 726 тыс. рублей, или около 2,4% от всего количества переработанных грузов».
Склады химического отдела тыла флота переработали 2240 вагонов химического имущества.
Отремонтированы 1170 боевых кораблей флота, 296 кораблей и судов союзников, 120 судов вспомогательного флота, переоборудованы 55 рыболовных траулеров, возвращены в строй 2653 корабля и судна; освоено производство 27 видов нового вооружения, боевой техники и технических средств тыла.
2238 автомашин получили текущий и средний ремонт, 680 автомашин капитально отремонтированы. Коэффициент использования автомобильного транспорта на флоте составил более 75 проц.
В артиллерийских мастерских собраны десятки тысяч снарядов различного калибра, усовершенствованы и обновлены способы химической травли свыше 200 тыс. гильз, отремонтированы 120 тыс. выстрелов.
На флот поступили 5500 аккумуляторных батарей для подводных лодок общим весом 4800 т. Возвращены на заводы для изготовления новых батарей 300 отработавших аккумуляторных баков.
Отремонтированы и возвращены в части и подразделения 381 403 комплекта противогазов и 6379 комплектов защитной одежды.
В составе флота постоянно находились около 3000 лошадей, 150 оленей и более 100 ездовых и караульных собак, из которых почти 75 проц. использовались в отдалённых гарнизонах Северного оборонительного района.
Ветеринарная помощь была оказана 6564 лошадям, из которых 5737, или 87,4 проц., возвращены в строй.
Дополнительно заготовлены 184 т сена, 1643 т веток, 1460 т водорослей и 432 т лишайника.
Ежегодный объём северного завоза в годы войны составлял более 100 тыс. т различных грузов.
При тыле Северного флота были организованы:
— 2 школы ФЗУ и 1 ремесленное училище, в которых рабочие специальности получили более 350 человек;
— 2 судостроительных батальона (численностью по 994 человека каждый) и производственные подразделения из членов экипажей ремонтировавшихся кораблей и судов;
— курсы подготовки водителей, где прошли обучение и получили удостоверение на право управления автотранспортными средствами 173 человека, включая 62 девушки.
Функционировали 5 хоровых, 2 танцевальных и 6 музыкальных кружков, 2 драматических коллектива с общим числом участников 314 человек.
В высокой организации материально-технического обеспечения боевых действий и повседневной деятельности Северного флота и успешной работе обеспечивающей системы большая заслуга принадлежит всем сотрудникам флотского тыла, возглавляемого с первого до последнего дня Великой Отечественной войны контр-адмиралом Николаем Павловичем Дубровиным. «Обычно начальники тылов назначались из интендантов. Дубровин же был инженер-электрик с опытом работы на производстве. Он окончил Военно-механический институт и Военно-морскую академию», однако с обязанностями начальника тыла Северного флота справился успешно, свидетельством чего является награждение его орденом Нахимова 1-й степени в июне 1945 года.
Оценивая работу тыла Северного флота и деятельность его руководителя в годы Великой Отечественной войны, адмирал А.Г. Головко, командовавший всю войну этим флотом, отмечал: «Тыл флота со всеми вопросами справлялся хорошо. Дубровин решал вопросы смело, не боясь ответственности, исходя из главного: шла война не на жизнь, а на смерть, и в этой войне мы должны были победить. Горячий патриот, преданный партии коммунист, Дубровин на деле доказал эту преданность. Он обладал кипучей энергией, успевал заниматься тысячами вопросов и умел схватывать из них главные, те, что решали успех дела. За мою службу мне пришлось работать со многими начальниками тылов, но Николай Павлович Дубровин из них был самой сильной фигурой…».
В конечном итоге, несмотря на все трудности и особенности функционирования, тыл Северного флота успешно справился со всеми поставленными перед ним задачами и внёс весомый вклад в общую победу над врагом.
Еще новости
«Мармеладная революция» в ГДР
Как советские танки подавили восстание в Венгрии
На их плечах держалось небо: как был сорван гитлеровский план