23 сентября 1944 года героический подвиг совершил экипаж сторожевого корабля «Бриллиант» под командованием старшего лейтенанта Михаила Васильевича Махонькова.
Михаил родился 9 сентября 1918 года, в деревне Большое Буньково Московской губернии, в семье было шесть сестёр и один мальчик. Окончил школу имени В.Г. Короленко, затем в 1939 году с отличием отучился в Одесском мореходном училище и курсы переподготовки начальствующего состава морских пограничных частей НКВД в Ленинграде. Последние он окончил досрочно — за год вместо двух. После чего получил назначение на Северный флот, где через год стал командиром штурманской части пограничного сторожевого корабля ПСК-302 «Рубин». Участвовал в советско-финской войне. В апреле 1941 года он должен был приехать в Ногинск на свою свадьбу, но со службы его уже не отпустили в связи со сложной предвоенной обстановкой.
На СКР-29 «Бриллиант» Махоньков поступил в июне 1941 года — в качестве помощника командира, а в июне 1943 года стал командиром этого сторожевого корабля. Но между этими событиями был ещё офицером связи штаба Йоканьгской военно-морской базы и помощником командира сторожевого корабля СКР-30 «Сапфир». Имел большой опыт патрулирования внутренних и Арктических конвоев и прекрасно понимал их ценность для пополнения флота.
В 1944 году подводные лодки немцев снова развили в Арктике серьёзную активность, охотясь за грузами северных конвоев. Летом 1944 года в Карское море пришла группа немецких подлодок «Грейф», которые были оборудованы специальными устройствами для плавания подлодки под дизелем на перископной глубине, которые повышали скрытность плавания. Несмотря на то, что советские корабли оснастили акустикой для обнаружения немецких подводных лодок, советским полярным морякам приходилось проявлять мужество и героизм, чтобы справиться с неприятелем.
Ранним утром 23 сентября 1944 года от мыса Челюскин на восток продвигался очередной караван транспортных судов с грузами, необходимыми Северному флоту. Это были конвои «ДВ-2» и «ВД-1». В 1 час 31 минуту акустики СКР-29 «Бриллиант» обнаружили шум винтов вражеской подводной лодки, затем экипаж заметил и пенный след торпеды, выпущенной вражеской субмариной по флагману каравана.
У Махонькова было всего несколько секунд для принятия решения. И оно стало героическим. Корабль изменил курс и добавил ход до максимального, чтобы подставить свой борт под взрыв и прикрыть флагман своим корпусом, приняв на себя удар немецкой торпеды. Ценой своей жизни экипаж сторожевика спас от неминуемой гибели флагман каравана с военными грузами. В тот день старшему лейтенанту Махонькову исполнилось 26 лет. Корабль с 61 членом экипажа с тех пор покоится на дне Карского моря. Подводная лодка U-957, торпедировавшая СКР-29, была уничтожена через 2 дня. Потопление СКР-29 и тральщика Т-120 23 сентября стали последними жертвами немецких подводных лодок в Карском море во Второй мировой войне.
В память об этом подвиге приказами командующего Северным флотом и начальника войск Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа координаты гибели корабля (76° 9′ сев. широты, 87° 47′ вост. долготы) объявлены координатами боевой славы. Сам М.В. Махоньков награжден орденом Отечественной войны I степени посмертно, в 1944 году. На доме в Ногинске, где жил Махоньков, установлена мемориальная доска.
Еще новости
Битва за Север: Петсамо-Киркенесская наступательная операция
Ко Дню военного связиста Минобороны РФ запускает новый мультимедийный раздел
Десант в Лиинахамари 12 — 14 октября 1944 года