17 сентября 1857 года в селе Ижевское, Рязанской губернии в семье лесничего родился Константин Эдуардович Циолковский, ученый и изобретатель в области аэро- и ракетной динамики, теории самолета, космонавтики.
После перенесённой в детстве скарлатины Костя почти полностью потерял слух. Это мешало учёбе в школе, и с 14 лет Циолковский перешёл на самообразование. В 16 лет он переехал в Москву (из Вятки, где жила теперь его семья), каждый день посвящал учёбе, недуг не уменьшал его работоспособности, в Чертковской городской и Румянцевской библиотеках Константин изучал физико-математические науки от открытия до закрытия. Он отличался колоссальной тягой к знаниям и трудолюбием. Однако в Высшее техническое училище (ныне МГТУ имени Баумана) поступить он не смог, поэтому продолжил самообразование по программе Высшей школы. Константин снимал угол, питался хлебом и водой, постоянно жил в нужде.
В 1879 году Циолковский вернулся в Рязань и построил первую в мире центробежную машину — прообраз современных центрифуг. Также он изучал реакцию животных на перегрузки и пришёл к выводу, что человек может преодолевать гравитацию, размышлял о том, как людям выйти в занебесное пространство. «Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели» — это знаменитая фраза Циолковского, которая впоследствии украшала десятки учебных кабинетов и аудиторий советских школ, училищ, университетов.
В 1880 году сдал экзамены на учителя и стал преподавать арифметику и геометрию в Боровском училище Калужской губернии. Это время первых научных открытий Циолковского. В 1881 году, не зная об уже сделанных открытиях, написал работу «Теория газов». Вторая статья называлась «Механика животного организма» и открыла Константину Эдуардовичу дорогу в Русское физико-химическое общество.
В 1892 году Циолковский дал обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Однако учёное сообщество проект не поддержало, и в субсидиях на постройку модели Константину Эдуардовичу отказали. Позже он предложил проект аэроплана с металлическим каркасом. Его описание и чертежи предвосхитили возникновение самолётов, которые появились только через 20 лет. В 1897 году Циолковский для своих экспериментов построил аэродинамическую трубу и с её помощью получил интересные результаты — о сопротивлении тел в потоке воздуха. Теоретически это посчитать было невозможно, а опытным путём получилось.
Эмпирические разработки Циолковского очень понравились Н.Е. Жуковскому, он подхватил эти идеи. Аэродинамические трубы стали строиться в МГУ и в Московском техническом училище. В этот период Циолковский работал над научным обоснованием обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий, а также увлёкся поиском закономерностей полёта на малых скоростях и теорией реактивных самолётов. Кроме того, он изобрёл схему газотурбинного двигателя и формулу, которая решила одну из важнейших задач в самолётостроении. Другой знаменитой формулой зафиксирована зависимость скоростей ракеты от скорости истечения газов из сопла, массы ракеты и массы взрывных веществ.
В 1903 году в статье «Исследования мировых пространств реактивными приборами» Циолковский обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В своих трудах он заложил основы теории ракет и жидкостного реактивного двигателя. В ряде его работ выдвинуты технические идеи, нашедшие свое применение в практическом ракетостроении.
В 1932 году за «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» награжден орденом Трудового Красного Знамени. Научные пророчества и концепции Константина Эдуардовича в сфере самолётостроения и космонавтики реализовывались через много лет после его смерти в 1935 году. Именем Циолковского названы сотни улиц в городах России и бывшего СССР, множество учебных заведений, аэроклубов, клубов космонавтики, а в Амурской области есть наукоград Циолковский. Имя выдающегося русского учёного и мыслителя, опередившего своё время, увековечено даже на Луне, где в честь него назван кратер.
Еще новости
Ростех и партнеры будут производить базовые станции стандарта LTE
Maxar Intelligence показала первые снимки с новых спутников WorldView Legion
Новейшие российские БПЛА протестируют на интенсиве «Архипелаг 2024»