Соединённые Штаты достигли первого значительного успеха в процессе реализации проекта Gremlin, в рамках которого предусматривается создание беспилотника, способного вернуться на воздушный носитель после выполнения миссии.
Пентагон заявил о первом удачном возвращении БПЛА X-61A Gremlin на борт носителя, в роли которого выступал военно-транспортный самолёт C-130А «Геркулес». Полёт осуществлялся на скоростях от 160 до 200 км/ч и высоте от 3 до 4,5 км.
Прошлые девять испытаний, проходившие в 2020 году, завершились неудачей. Тогда дроны промахнулись, пролетев в нескольких сантиметрах от точки загрузки на борт, а один БПЛА был потерян из-за проблемы с системой питания.
Загрузка беспилотника происходит в два этапа. Сначала «Gremlin» подключается с помощью зонда к системе стыковки (сравнимо с дозаправкой в воздухе), которая стабилизирует его от воздействия воздушных потоков и турбулентности, создаваемой «материнским» самолётом. Потом его захватывает механическая «рука», которая перемещает его внутрь носителя. В компании-разработчике Dynetics сравнивают этот процесс с «рыбалкой в небе, за исключением того, что хвост рыбы весит полтонны».
X-61 был «пойман» в воздухе 29 октября, отремонтирован и снова запущен 31 октября 2021 года. Однако во второй раз беспилотнику не удалось возвратиться на борт, и он благополучно приземлился на землю с помощью собственных парашютов. Как указывается в издании Aviationist, другой неудачей в ходе этого раунда испытаний стала потеря 15 октября одного из «Гремлинов». В связи с этим предстоят дальнейшие работы.
«Гремлины» планируется запускать с борта воздушных носителей (бомбардировщиков и ВТС), когда они находятся за пределами досягаемости средств ПВО противника. После выполнения миссии они должны возвращаться на борт и быть готовыми к повторному использованию в течение 24 часов. Срок службы должен составить не менее 20 миссий-загрузок. В качестве полезной нагрузки БПЛА указывается различное оборудование, необходимое для управления роем беспилотников (по большей части, разового применения — видимо, преимущественно ударных).
Эксперты прокомментировали первое возвращение американского беспилотника «Gremlin» на борт носителя. В американской военной среде отмечается, что это серьёзный шаг вперёд в плане применения таких беспилотных систем для противодействия ПВО противника. Отмечается, что возвращающиеся на борт самолёта БПЛА позволяют проводить операцию вдали от мест базирования обычных ударных беспилотников.
Разработчики аппарата:
«Нужно ещё многого добиться в плане точности его стыковки с носителем, но одно точно можно сказать: мы на верном пути».
Американские эксперты, связанные с боевой авиацией, считают, что в этом плане у США теперь есть серьёзное преимущество над противниками.
Еще новости
Тактическая авиация США страдает «хронической небоеготовностью»
Нидерланды вооружают БМП CV90 противотанковыми ракетами
Истребители F-35B Lightning II и беспилотники XQ-58A Valkyrie успешно завершили испытания