Атомная подводная лодка К-178

Атомная подводная лодка К-178 осуществляет переход подо льдами Арктики

Суровая реальность рождения атомного подводного флота СССР

12 ноября 1960 года — вступила в строй первая советская АПЛ проекта 658 с тремя баллистическими ракетами Р-13.

Работы  по созданию первой партии советских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (проект 658) развернулись практически одновременно с аналогичными  в Соединённых Штатах, где в 1956 году началась реализация программы субмарины USS Pollack. Разработка подводной лодки с системой пуска Д-2 и ракетами Р-13 была одобрена 26 августа 1956 года. Работы по проектированию начались в сентябре 1956 года, технический проект был завершен в первом квартале 1957 года.

Если в СССР подводная лодка проекта 658 рассматривалась как своего рода синтез уже существующих технологий, и проект разрабатывался на основе 627 проекта, то американский флот пытался создать принципиально новую систему оружия, в основе которой лежала не имевшая аналогов малогабаритная твердотопливная баллистическая ракета с подводным стартом, обладавшая значительно большими возможностями, чем ее советский аналог. 

Первоначально обязанности главного конструктора проекта 658 возлагались на главного инженера ОКБ-18 П.З. Голосовский. В феврале 1958 года руководство проектом было передано И.В. Михайлову, которого в октябре того же года сменил С.Н. Ковалев. С самого начала заместителем главного конструктора был И.Д. Спасский.

Головную атомную подлодку проекта 658 заложили 17 октября 1958 года в Северодвинске на судостроительном заводе №402 (ныне — АО «Производственное объединение «Севмаш»»). Она получила заводской номер 901 и тактический — К-19. Кстати, в США первая субмарина с баллистическими ракетами — SSBN-598 George Washington — вступила в строй 30 декабря 1959 года.

В основе дизайна АПЛ, которую НАТО классифицировало как «Hotel»,  лежала подводная лодка проекта 627 «Ноябрь». Её доработали, добавив ракетный отсек от подводных лодок класса «Golf». Кроме того, в отсеках были небольшие горизонтальные гидросамолеты — для лучшей маневренности и более надежные электрогидравлические командные панели управления для высокоскоростных подводных операций с пониженным уровнем шума.

Пусковая система Д-2 на Отелях имела три ракеты Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4) в вертикальных контейнерах прямо за парусом. Подводная лодка должна была быстро подниматься на поверхность для запуска (30 минут), и все три ракеты могли быть запущены в течение 12 минут после всплытия.

Торпедное вооружение АПЛ проекта 658(М) состояло из четырёх носовых  аппаратов калибра 533 мм с боекомплектом из 4 торпед и такого же количества  торпедных аппаратов калибра 400 мм, по два в носу и корме лодки. Торпедные аппараты калибром 400 мм были предназначены для стрельбы противолодочными торпедами, служившими для самообороны и обеспечивавшими стрельбу на глубинах до 250 метров. Лодки могли нести 533-мм торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями. Управление стрельбой осуществлялось с помощью автоматической системы «Плутоний» на глубинах до 100 метров.

Создание К-19 позволило в короткий срок заложить основы морской подводной ракетно-ядерной системы нашей страны, которая в дальнейшем быстро развивалась и совершенствовалась.

Однако К-19 известна не только как первая советская атомная подводная лодка, но и из-за героико-трагических историй, окружавших её. Одна из таких произошла 24 февраля 1972 года. 

В 10:15 вахтенный девятого отсека доложил: задымил вентилятор. Он попросил у вахтенного механика добро на вентиляцию помещения. Через некоторое время из девятого поступил доклад: в отсеке пожар. Из горящих помещений доносились крики, кашель, стук в переборки. Ещё через 2 минуты связь с отсеком оборвалась. Пожар под водой начался как объёмный взрыв, охваченный пламенем отсек мгновенно превратился в раскалённую топку. И подводники, зная об этом, не моли прийти на помощь попавшим в беду товарищам. Поэтому была дана команда быстро загерметизировать отсек. Согласно инструкции необходимо было задраить нижнеотсечный переходной люк. Если бы пожар перенёсся на торпедный отсек, это бы неминуемо привело к гибели подводной лодки. А утечка радиации привела бы к ядерной катастрофе. 

Огонь и угарный газ быстро распространялись по кораблю. Число погибших ежеминутно росло. На подъём уходит полчаса. Через полчаса о пожаре на К-19 к северо-западу от Исландии  было уже известно руководителям СССР. В район аварии было направлено 8 судов. Но подводники не могли ждать, когда придёт помощь — им надо было бороться за выживание лодки. Там, где всплыла К-19, бушевал шторм в 9 баллов. Было принято решение заглушить реактор — это было единственной возможностью избежать взрыва и радиоактивного заражения океана. Героическими усилиями моряков и спасателей пожар удалось потушить, а лодка была отбуксирована на базу. На лодке погибло 28 человек, также жизни лишились 2 спасателя. 

Аварии случались и до этого — в 1959 году, три в 1961 году, и после этого — в 1982 году. Такова была суровая реальность рождения атомного подводного флота Советского Союза. 

Военная платформа