Первый космонавт Земли Гагарин Ю.А.

Первый космонавт Земли Гагарин Ю.А. Фото: Фотохроника ТАСС

Тайна смерти Юрия Гагарина

Первый покоритель космического пространства советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Всю свою жизнь он занимался летным делом, был членом Саратовского аэроклуба, а затем поступил на службу в Оренбургское авиационное училище, после чего продолжил службу в истребительной авиационной дивизии. Его жизнь до последнего дня проходила под девизом «летчик должен летать».

Когда в СССР объявили об отборе космонавтов для первого полета в космос на корабле «Восток-1», Юрий Алексеевич сразу подал рапорт на зачисление его в список кандидатов. После прохождения медкомиссий, усердных тренировок и обучения, 12 апреля 1961 года он совершает тот самый великий оборот вокруг Земли, длившийся 108 минут.

По возвращению Гагарину присваивается звание Героя Советского Союза и Летчик-космонавт СССР. Жизнь Юрия Алексеевича закрутилась с небывалой скоростью: заграничные поездки, обучение в Военно-воздушной академии имени Жуковского, статус депутата Верховного Совета СССР и должность начальника Центра подготовки космонавтов – полетам не было место в расписании великого космонавта.

Мысли о полетах не отпускали Гагарина и, несмотря на довольно длительный перерыв в летной практике, он решил восстановить свою квалификацию летчика истребительного полка.

Первый самостоятельный полет после такого протяженного перерыва Юрий Алексеевич сделал в ноябре 1967 года на истребителе МиГ-17, однако посадить самолет он смог лишь с третьей попытки, из-за чего от дальнейшего пилотирования был отстранен. Но Гагарин не отступил: авторитет и популярность первого человека в космосе помогли ему добиться возобновления тренировок по специально написанной для него программе.

За первую неделю марта 1968 года Юрий Алексеевич налетал квартальную норму времени, проведенного в небе, и был готов сдавать зачет командиру полка полковнику Владимиру Сергеевичу Серегину – опытнейшему летчику, фронтовику, руководителю летных тренировок космонавтов. Последний полет двух летчиков проходил на реактивном двухместном учебно-тренировочном самолёте МиГ-15УТИ.

Версии гибели летчиков исчислялись сотнями – от самых фантастических в виде похищения инопланетянами до инсценировки катастрофы. Люди рассказывали и о плохих приметах, преследующих Юрия Гагарина перед полетом. Космонавт, обычно собранный и пунктуальный, в тот день забыл дома пропуск на аэродром, из-за чего ему пришлось возвращаться за ним. В этот же день Гагарин забыл получить талон на обед в столовой, что тоже являлось дурной приметой среди летного состава.

27 марта 1968 года в 10 часов 19 минут МиГ-15УТИ с бортовым номером 18 и позывным «625» взлетел с подмосковного аэродрома Чкаловский. Хотя на выполнение летного задания обычно отводилось около 20 минут, Гагарин уже через 11 минут доложил о его успешном окончании и запросил разрешение на возвращение на аэродром. В 10:30 связь с экипажем была потеряна. Контрольное время возвращения истекло, и на поиск самолета, занявший примерно 3 часа, отправились поисковые отряды.

Большая дымящаяся воронка, пропаханное поле и разбросанные обломки были обнаружены в Киржачском районе Владимирской области в трех километрах от деревни Новоселово. После того как были найдены остатки тел и личные вещи экипажа, стало понятно, что Серегин и Гагарин погибли.

Расследованием авиакатастрофы, унесшей жизнь Героя Советского Союза, занимались специалисты четырех направлений: летного, инженерного, медицинского и государственной безопасности. Возможные сценарии падения самолета моделировались с помощью электронно-вычислительных машин.

Наиболее вероятной причиной такого трагического исхода, по выводу комиссии, стал резкий маневр и сваливание самолета в штопор, из которого выйти было невозможно, плюс ко всему, летчики выполняли полет в непригодных для этого метеоусловиях низкой сплошной облачности. Двигатель учебного МиГа работал в нормальном режиме, отказа бортовых систем зафиксировано не было, как и следов столкновения с каким-либо препятствием в воздухе, катапультные кресла находились среди обломков, из чего следует, что ситуация возникла неожиданно. Результаты медицинского освидетельствования не показали наличия в крови веществ, которые могли бы помешать выполнению полета, все показатели были в пределах нормы, летчики по последнего пытались вывести самолет из штопора.

В связи с гибелью такого известного и всеми любимого человека подробности следствия были долгое время засекречены. Только через 43 года в 2011 году, в честь 50-летия первого полета человека в космос, гриф секретности был снят.

Военная платформа