Самолеты Николая Поликарпова

Самолеты Николая Поликарпова

9 июня исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Николаевича Поликарпова – пионера советского авиастроения, автора знаменитого «небесного тихохода» ПО-2 и еще семи десятков моделей самолетов. Коллеги и пилоты называли его королем истребителей – машины Поликарпова составляли основу истребительной авиации в довоенную эпоху. При этом его судьба была трагической, многие его работы не пошли в серию и остались незаслуженно забытыми. Рассказываем о лучших самолетах выдающегося конструктора. 

Многоцелевой самолет ПО-2 (У-2): «кукурузник», ставший легендой.

С самого начала своей карьеры Поликарпов мыслил широко, интересуясь самыми разными направлениями авиастроения. В 1923 году он, уже создавший первый советский истребитель, увлекается темой учебных самолетов. Николай Николаевич берется создать новую «летающую парту» для замены импортозависимому самолету У-1.

Впервые опытный образец У-2 взлетает в 1927 году. Основными материалами для него были выбраны дерево и полотняная обшивка, что делало самолет дешевым и простым в ремонте. Уникальной особенностью машины стал короткий разбег – всего 100-150 м. В полете У-2 был устойчив, позволял выполнять фигуры пилотажа, при этом успешно противостоя аварийному штопору – бичу авиации тех лет. С 1930 года У-2 начал массово заменять устаревшие модели и стал основным учебным самолетом в Советском Союзе.

Уже в 1933 году появились первые военные вариации У-2, а с началом Великой Отечественной войны эта небольшая и тихоходная машина стала просто незаменимой для решения целого ряда фронтовых задач. Разведка, связь с партизанами, эвакуация и особенно бомбардировка с малых высот – со всем этим самолет справлялся отлично. В 1944 году после смерти Поликарпова самолет переименован в ПО-2. Самолет стал одним из самых массовых в мире – до 1949 года было около 33 тыс. единиц.

 Многоцелевой самолет Р-5: триумфатор и спасатель.

Одной из знаковых работ Поликарпова стал самолет-разведчик Р-5. Несмотря на базовую функцию, отраженную в названии, это был самый настоящий универсал. Р-5 проявил себя как бомбардировщик, штурмовик, торпедоносец и даже почтальон.

В 1930 году, когда создатель уже оказался в тюрьме, его детище представляло Страну Советов на конкурсе самолетов-разведчиков в Тегеране и обошло западных конкурентов. Первые поставки советских самолетов за границу – тоже на счету поликарповского Р-5.

Еще одной важной вехой в истории модели стало спасение экипажа ледокола «Челюскин» в 1934 году. Именно на борту этого двухместного биплана было вывезено основное количество потерпевших крушение «челюскинцев». Самолет Николая Поликарпова стал героем передовиц наравне со спасенными полярниками.

Р-5 в различных модификация был выпущен в количестве 6268 единиц, использовался на «гражданке» и в военной авиации. Самолет проявил себя в боевых действиях в Китае, Монголии, Испании, участвовал в боях Великой Отечественной войны. В 1943-1944 годах летчик Александр Мамкин на борту Р-5 совершив более 70 ночных вылетов в тыл противника, вывозя детей и раненых. В свой последний рейс летчик на двухместном Р-5 вез тринадцать человек: десять детей, воспитательницу и двух тяжелораненых партизан. Самолет был атакован, летчик погиб, ценой своей жизни спасая пассажиров.    

Истребитель И-5: на самолете из застенков

В 1929 году Николая Поликарпова, уже заслуженного 37-летнего авиаконструктора, руководителя собственного КБ, на счету у которого были без преувеличения знаменитые разработки, арестовывают по обвинению в контрреволюционной вредительской деятельности. Не последнюю роль сыграло и происхождение конструктора из потомственных священников, и его упорная вера. Поликарпова, как и многих других специалистов, объединяют в «Особое конструкторское бюро» в Бутырской тюрьме. Ужасающий приговор Николаю Николаевичу – смертная казнь – не был приведен в исполнение, но оставался в силе еще два месяца, когда был заменен на «гуманные» десять лет лагерей.

По заданию ВВС Красной армии Поликарпов с коллегами приступает к созданию в рекордно короткий срок истребителя, превосходящего зарубежные аналоги по скорости, грузоподъемности и вооруженности. Так началась работа над истребителем с говорящим рабочим названием ВТ-11 («Внутренняя тюрьма-11»). С января 1930 года для сборки опытного самолета коллектив переводится во «внутреннюю тюрьму» при Государственном авиационном заводе №39 (ЦКБ 39).

За основу были взяты наработки Поликарпова по истребителю И-6, которые он получил непосредственно перед арестом. Конструктивно машина представляла из себя легкий и маневренный полутороплан (нижнее крыло короче верхнего) из дерева, металла и ткани. Всего было сделано 13 версий нового истребителя, некоторые носили звучные имена, например, «Клим Ворошилов» или «Подарок XVI партсъезду». В серию самолет пошел под названием И-5 («истребитель пятый») в 1932 году. До 1936 года эта успешная машина с отечественным двигателем оставалась основным истребителем ВВС Красной армии и применялась в первые годы Великой Отечественной войны, но преимущественно как ночной бомбардировщик. Всего было выпущено 813 единиц, что сделало И-5 первым крупносерийным истребителем в истории страны.

В июне 1931 года истребитель И-5 в числе других был продемонстрирован высшему руководству страны, пилотировал самолет сам Валерий Чкалов. По результатам показа приговор Поликарпов был амнистирован, а полная реабилитация конструктора произошла только в 1956 году, уже после его смерти.  

 Истребитель И-185: срезанный на взлете.

Последний проект Поликарпова, поднявшийся в небо в январе 1941 года, по своим качествам опережал все известные поршневые самолеты того времени. В испытаниях было доказано, что И-185 – самый быстрый, устойчивый и маневренный истребитель. Он отличался простотой эксплуатации и отличным вооружением. Работа над этим самолетом стала для Николая Николаевича спасением, когда его лишили коллектива и части проектов.

В портфеле Поликарпова уже была Сталинская премия за разработку истребителей И-15 и И-16, ставших основой довоенного истребительного парка ВВС. В 1939 году Николай Николаевич отправляется в трехмесячную командировку в фашистскую Германию. Там он убедился в правильности своего направления в работе – ставке на скорость и вертикальные маневры. Но пока Поликарпов был за границей, его КБ фактически расформировали и забрали у него важные проекты.

И все же конструктор смог довести самолет И-185 до конца. По результатам испытаний 1942 года он был признан лучшим современным истребителем, однако в серию самолет не пошел. До сих пор ведутся споры о причине этой неудачи Поликарпова. С одной стороны, у талантливого и упорного конструктора было много недоброжелателей, и работа над И-185 тормозилась разнообразными способами. Например, коллега Поликарпова и его конкурент Александр Яковлев, пользуясь положением замнаркома авиации, активно продвигал свои аналогичные модели. С другой стороны, влияли неудобные места в биографии Поликарпова и гибель на одном из его проектов «сталинского сокола» Валерия Чкалова. Более правдоподобной выглядит версия о том, что И-185 просто опоздал со стартом – в условия войны запустить производство нового истребителя было непросто. Очевидно, что конструктору нелегко было справиться с таким поражением. 30 июля 1944 года Николай Николаевич Поликарпов скоропостижно умирает от рака в самом расцвете сил, смерть застала его в работе над первым советским реактивным самолетом.

Ростех