9 августа 2022 года исполняется 80 лет со дня первого исполнения в блокадном Ленинграде знаменитой Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Музыка прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии, по громкоговорителям прогремела по улицам. И это уже стало победой, победой силы духа… Ведь известно, что именно к августу 1942 года войска вермахта планировали сломить и взять Ленинград.
С лёгкой руки Анны Ахматовой Седьмая симфония получила название «Ленинградская», и не случайно. Эта музыка впитала звуки бомбёжек, душераздирающий вой сирен, гул самолётов, несущих смерть, спутанные от голодной слабости мысли и стук сердец миллиона ленинградцев, слившийся воедино с холодным постукиванием метронома. Все, кто слушал эту симфонию в тот вечер, это почувствовали. Написать произведение о войне, не прочувствовав её на себе, было бы невозможно.
Сам автор, как и многие другие, испытал на себе весь ужас внезапно перевернувшейся жизни страны. Шостакович долго сопротивлялся решению властей вывезти его и близких в эвакуацию из Ленинграда, вокруг которого сжималось кольцо блокады. В это время он работал над Седьмой симфонией, законченной уже в Куйбышеве (Самаре) в марте 1942 года, где состоялась её премьера и откуда началось победное шествие симфонии по городам нашей страны и радиостанциям мира. Через месяц после премьеры Шостакович был удостоен Сталинской премии. Но композитор мечтал о том, чтобы его симфония прозвучала там, где оставалось его сердце – в Ленинграде.
Многие деятели искусства разделяли все тяготы блокады с народом. Поэтесса Ольга Берггольц писала стихи и читала их на радио, становясь для истощённых и измученных ленинградцев другом, утешением, подтверждением, что надо держаться. Артисты театра Музкомедии показывали самые яркие постановки своего репертуара. Спортсмены провели легендарный блокадный футбольный матч. И всё это для того, чтобы ленинградцы, а главное – противники, надеющиеся сломить дух нашего народа, знали: город живёт! Своим творчеством они помогали и себе самим, это был смысл, стимул не сдаваться, ступенька в завтра.
Весной 1942 года по радио объявили призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в оркестр Радиокомитета для подготовки премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича под управлением Карла Элиасберга.
Кто знает, состоялся бы этот концерт, если бы, например, дирижёра симфонии Элиасберга, ослабевшего физически, на первые репетиции на саночках не привозила бы супруга, пианистка Надежда Бронникова.
Он ослабел физически, но не духом, смог остаться неравнодушным. Так, незадолго до премьеры Элиасберг не досчитался на репетиции одного музыканта. На вопрос, что с ним, ему ответили – умер. Элиасберг потребовал отвезти его туда, куда доставили тело музыканта. Странная прихоть, подумали коллеги, но дирижёра отвели в находящуюся неподалёку от репетиционной студии комнату. «Так он жив!» – воскликнул дирижёр, когда увидел «тело» музыканта. И действительно, музыкант оказался живым и вскоре продолжал репетировать.
В гостинице «Астория», недалеко от Радиокомитета, был создан стационар для особо истощённых, где музыканты и дирижёр смогли немного набраться сил. Первые репетиции были короткими, музыканты, которым хватало сил подняться в репетиционную на четвёртый этаж, играли по 20–30 минут, кто не мог подняться – слушали на улице. Из-за бомбёжек и обстрелов часто приходилось прерываться.
«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович», – говорится на первой странице, в эпиграфе к программе концерта. Её «фотографию» – электронную копию – хранит Президентская библиотека. Оцифрованы и доступны на портале и рукописные партитуры Седьмой симфонии с многочисленными дирижёрскими пометами. Это те самые тетради, которые под артиллерийским огнём вместе с продуктами и медикаментами военным лётчиком были доставлены в осаждённый город.
В подготовке к тому легендарному концерту приняли участие не только музыканты, но и военные. Не только те, что были призваны с фронта для восполнения недостатка музыкантов. Перед премьерой командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров поставил чёткую задачу: ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича. И было выполнено. Симфония прозвучала, не прерываясь, как в мирное время.
Позднее Карл Элиасберг вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли ещё никогда. И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев – всё это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили».
Еще новости
100 русских против 10000 врагов: уникальное героическое сражение в военной истории
«Мармеладная революция» в ГДР
Как советские танки подавили восстание в Венгрии