Тяжелый истребитель Су-35, предназначенный в основном для завоевания господства в воздухе, занимает центральное место в планах Москвы по совершенствованию своего парка тактической боевой авиации. Начиная с 2014 года на вооружение ВКС России поступило свыше 100 таких самолетов и еще порядка 50 единиц были построены на экспорт. Об этом сообщает американское издание Military Watch, изучая, чего следует ожидать от обновленной российской летательной машины в версии Су-35СМ.
По мнению аналитиков издания, заказы ВКС РФ на Су-35 стали во многом следствием срыва амбициозной программы истребителя пятого поколения МиГ-1.42 в 90-х годах, когда наша страна переживала сложности из-за распада СССР, а также задержек, связанных с разработкой и вводом в эксплуатацию приемника указанного истребителя в виде Су-57, в более поздний период. Москва просто не стала рисковать, чтобы не остаться с флотом устаревшей боевой авиации.
Су-35 запустили в серийное производство с задержкой на 15 лет, но самолет получился хороший, с высокой боеспособностью. Он стал гораздо лучше своего предшественника – Су-27, технологически обойдя его на десятилетия. Планер имеет высокопрочные композитные материалы, самолет стал легче, а его радиолокационная заметность существенно снизилась. Летательная машина обзавелась более мощными двигателями и новой РЛС Х-диапазона «Ирбис-Э», которая почти в 5 раз увеличила дальность обнаружения целей в воздухе (до 400 км), а также позволила отслеживать 30 и обстреливать 8 целей. Полностью заменена авионика, появилась усовершенствованная система РЭБ (Л175М «Хибины-М»).
Однако ВКС России попали в сильную зависимость от Су-35. Воздушные флоты стран НАТО гораздо многочисленней и регулярно пополняются истребителями пятого поколения F-35. Более того, на Западе ведутся интенсивные разработки самолетов шестого поколения, которые должны появиться примерно к 2030 году. Поэтому, чтобы не отстать, Москва занялась активной модернизацией Су-35, пытаясь довести его до нового стандарта Су-35СМ. По словам экспертов, пакет обновлений выглядит внушительным.
Ожидается, что Су-35СМ станет опираться на новую ракету Р-77М класса «воздух – воздух», которая будет запускаться из внутренних отсеков самолета. Этот боеприпас имеет дальность поражения 200 км и использует радар с АФАР для наведения, что делает чрезвычайно трудным уклонение в пределах его действия. Кроме того, будет широко применяться гораздо более крупная ракета Р-37М класса «воздух – воздух», которая в настоящее время является основным вооружением высотных перехватчиков МиГ-31. Этот боеприпас имеет дальность поражения 400 км, гиперзвуковую скорость в 6 Махов и несет массивную боеголовку весом 60 кг. Ракета очень эффективная, но Су-35СМ сможет нести не более четырех штук, так как он легче, чем МиГ-31, что снижает показатели развертывания.
Вероятно, произойдет интеграция радара с АФАР на базе Су-57 для замены РЛС «Ирбис-Э» на Су-35СМ. Также нельзя исключить, что Су-35СМ получит РЭБ «Гималаи», внедренную в Су-57, что значительно повысит его живучесть.
«Усовершенствованные возможности радиоэлектронной борьбы особенно важны из-за конструкции планера самолета четвертого поколения, не являющегося малозаметным, и ему необходимо будет больше полагаться на такие средства, чтобы выжить в будущих сражениях», – указывается в публикации.
Произойдет также интеграция различных датчиков и компонентов аппаратуры от Су-57 в Су-35СМ, чтобы повысить сетецентрические боевые возможности самолета. Ожидается, что Су-35СМ будет стремиться хотя бы частично сократить разрыв с американским F-35 и китайским J-20 по авионике. Скорее всего, оборудование связи также будет обновлено.
В издании обратили внимание, что Су-35 разрабатывался как многоцелевой истребитель, способный выполнять ударные, противокорабельные, бомбардировочные и даже функции авиационной поддержки, хотя его основным направлением является завоевание господства в воздухе. Поэтому в номенклатуре вооружений Су-35СМ могут появиться планирующая бомба ПБК-500У «Дрель» (вес 540 кг, дальность 30 км) с кассетными суббоеприпасами и функцией «выстрелил – забыл», а также прекрасная крылатая ракета Х-59МК2 класса «воздух – поверхность» с дальностью 300 км. Это значительно улучшит ударные возможности самолета, но повлияет на основное направление деятельности, подытожило американское СМИ.
Еще новости
Shield AI поставила первые оптические сенсоры ViDAR для БПЛА США
The War Zone: Россия внедряет новую управляемую ракету с тактическим ядерным зарядом
Modern Diplomacy: Россия приходит в Арктику с позиции силы