РСК «МиГ»

Фото: РСК «МиГ»

Морской защитник МиГ-29К

Тридцать пять лет назад, 23 июня 1988 года, совершил первый полет истребитель корабельного базирования МиГ-29К. Сегодня самолеты МиГ-29К/КУБ нового унифицированного семейства составляют основу палубной авиации ВМФ России и незаменимы для решения задач прикрытия корабельных соединений и поражения морских объектов.

О том, как создавалась корабельная версия одного из лучших истребителей конца XX века – в нашем материале.

Самолет-новатор

Вначале стоит сказать несколько слов о самолете – родоначальнике семейства. МиГ-29, впервые поднявшийся в небо в 1977 году, в полной мере можно назвать новаторской машиной. «Двадцать девятый» разрабатывался в рамках программы «Перспективный фронтовой истребитель» параллельно со своим не менее выдающимся собратом Су-27.

Впервые в отечественной авиации именно на МиГ-29 была применена интегральная аэродинамическая компоновка. Для этого типа компоновки характерно, во-первых, плавное сочетание крыла и фюзеляжа через зону развитых аэродинамических наплывов, а во-вторых, создание фюзеляжем значительной (до 40% от суммарной) подъемной силы. Благодаря двум мощным двигателям РД-33 истребитель мог стремительно набирать высоту, подобно ракете, по практически вертикальной траектории. Система управления вооружением МиГ-29, помимо БРЛС, включала квантовую оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания, что было в новинку даже на мировом уровне.

МиГ-29 стал первым массовым истребителем четвертого поколения в отечественных ВВС, активно поставлялся на экспорт и до сих пор остается в строю. На его основе создано большое количество модернизаций и модификаций, одним из которых и стал корабельный вариант самолета.

Соревнования палубных истребителей

Новый истребитель корабельного базирования разрабатывался в 1980-е годы для сегодняшнего флагмана Военно-морского флота РФ «Адмирал Кузнецова», тогда обозначавшегося как «перспективный авианосец». Работы по проекту велись в двух ведущих авиационных КБ страны – ОКБ им. П.О. Сухого и ОКБ им. А.И. Микояна.

Проектирование МиГ-29К началось в 1984 году на базе самолета МиГ-29М поколения «4+», который стал первым в мире многофункциональным истребителем, способным с высокой эффективностью действовать как по воздушным, так и по наземным или морским целям. Степень унификации этих машин оценивалась в 80-85%. Первый полет опытный МиГ-29М совершил 26 апреля 1986 года, а уже 23 июня 1988 года состоялся первый вылет МиГ-29К. 

В следующем году был осуществлен взлет истребителя с корабельного трамплина авианесущего крейсера. Тогда же совершил взлет и посадку на палубу и новый Су-27К. «Суховцам» в 1990 году удалось запустить свой самолет в серийное производство, и они смогли быстрее приступить к государственным испытаниям. К моменту их начала в марте 1991 года было построено уже семь серийных Су-27К (Су-33).

МиГ-29К тоже показал себя отлично, но в 1991 году наступил распад страны, сокращение оборонзаказа, и два корабельных истребителя Минобороны одновременно просто не потянуло.

«МиГи» для «Всемогущего» 

Но, как мы с вами понимаем, на этом история МиГ-29К не закончилась. В 1996 году работы по проекту возобновляются, и происходит это благодаря сотрудничеству с Индией. Именно для ВМС этой страны в 2000-е годы авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» переоборудуется в авианосец, для которого были нужны не только истребители корабельного базирования, но и их учебно-боевые двухместные версии. В эти же годы был подписан ряд соглашений на рекордную сумму − около 1,5 млрд долларов. Согласно договоренностям, Индии был передан авианосец, получивший название «Викрамадитья» («Всемогущий»), а также 45 самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ.

Это были уже новые многофункциональные корабельные «МиГи» поколения «4++», с которыми впоследствии были унифицированы истребители сухопутного базирования МиГ-29М/М2. Испытания самолетов начались в 2007 году, а в начале 2010 года первые машины были приняты на вооружение ВМС Индии.

В полшаге от пятого поколения

Успешное международное сотрудничество простимулировало обновление палубной авиации и в нашей стране. В 2012 году Минобороны РФ подписало контракт на поставку 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», и сегодня корабельные «МиГи» наряду с Су-33 составляют основу авианосной авиации ВМФ России.

Кажется, что визуально новый корабельный «двадцать девятый» практически не отличается от предыдущего варианта, но для специалистов это совершенно другая машина. Основные перемены коснулись конструкции фюзеляжа, бортового оборудования и материалов.

В новой версии усилена конструкция планера и значительно улучшена антикоррозийная защита, более широкое применение нашли композитные материалы. На самолете увеличили запас топлива во внутренних и подвесных топливных баках. В силовой установке используются усовершенствованные двигатели РД-33МК, тяга которых выросла на 13-15%.

Открытая архитектура БРЭО позволяет по требованию заказчика устанавливать новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства. Радиолокационная станция «Жук-МЭ» способна сопровождать до десяти объектов и наводить ракеты на четыре цели одновременно, против одной цели в предыдущей модификации. А многоканальная оптико-локационная станция вместе с прицельной системой на шлеме пилота помогают атаковать цели с высокой точностью даже без включения РЛС, обеспечивая тем самым малозаметность МиГ-29К/КУБ.

Притом что тяжелый истребитель Су-33 обладает большими радиусом действия и боевой нагрузкой, при наращивании авианосного флота в будущем ставка делается именно на МиГ-29К. Помимо того, что корабельный «МиГ» выгоднее и в закупке, и в стоимости летного часа, он компактнее, а значит, на авианосце можно разместить больше самолетов. Но самое важное отличие в следующем. Су-33 – это «оморяченный» Су-27 четвертого поколения, оптимизированный для решения задач ПВО эскадры, с управляемыми ракетами класса «воздух–воздух» и ограниченными возможностями действий по наземным и надводным целям с применением только неуправляемых средств поражения. МиГ-29К/КУБ − это полноценный многофункциональный истребитель поколения «4++», способный решать не только задачи ПВО, но и выполнять функции ударного самолета, благодаря широкой номенклатуре управляемого вооружения класса «воздух–воздух», «воздух–поверхность», «воздух–корабль» и «воздух–РЛС».

Ростех