Разработка этого самолета началась в 1975 году. Он должен был стать первым сверхзвуковым самолетом с возможностью вертикального взлета и посадки. Кроме того, он должен был иметь вооружение и РЛС, не уступающие фронтовым истребителям. Стоит отметить, что ОКБ Яковлева уже имело большой опыт создания самолетов с возможностью вертикального взлета и посадки, таких как Як-36 и Як-38. Последнее было успешно испытано во время советской войны в Афганистане. Однако советское правительство и военные не были полностью удовлетворены его характеристиками, особенно из-за малой дальности действия и плохих электронных систем. Также Як-38 уступал британскому «Харриеру». Поэтому в 1975 году ОКБ Яковлева было поручено разработать более мощный и беспрецедентный самолет со сверхзвуковой скоростью, возможностью вертикального взлета и посадки, большей дальностью полета и мощным вооружением, способный взлетать с авианосцев.
Конструкторы ОКБ выяснили, что двухмоторная схема Як-38 и «Харриер» не подходит для нового самолета. Вместо этого они создали компоновку с одним двигателем, который мог поворачиваться на 95 градусов вниз, с двумя дополнительными двигателями вертикальной тяги, расположенными в середине фюзеляжа, сразу за центром тяжести. Они включались только при вертикальном взлете, вертикальной посадке и зависании. Инженерам пришлось растянуть корпус самолета для аэродинамической устойчивости. Вот почему Як-141 крупнее своего предшественника Як-38.
Первоначально обсуждалась схема «утка» с одним двигателем квадратной формы, однако вскоре от этой идеи отказались из-за малой маневренности и технических проблем, хотя такая схема была малозаметной.
Первые опытные образцы Як-141 были построены в 1987 году. Всего было построено 4 самолета, два для статических и два для летных испытаний. В том же году самолет совершил первый полет и начались испытательные полеты. Летные испытания были успешно проведены в 1990 году, когда изготовленный самолет прошел полную программу испытаний, включающую вертикальный взлет и посадку, укороченный взлет, полет на сверхзвуковой скорости с последующим замедлением до висения и так далее. Летчику-испытателю Синицыну удалось установить 12 мировых рекордов во время первых испытаний. Одним из рекордов было достижение вертикального взлета на 12 километров. После этого полета новый самолет получил обозначение Як-141. В 1991 году два опытных самолета совершили первую вертикальную посадку на легкий авианосец класса «Баку» (позднее переименованный в «Адмирал Горшков») «Киев».
Як-141 предназначался как для морской авиации, так и для авиации. Основным пользователем был советский флот. С этим самолетом была связана футуристическая и новаторская идея. Идея состояла в том, чтобы создать мобильную взлетно-посадочную платформу, которая имела бы малые габариты и могла бы выдержать вес самолета и горячие струи двигателей. Эта платформа должна была быть установлена на сочлененном гусеничном вездеходе ДТ-30 «Витязь» (который в то время также находился в разработке).
«Витязь» мог перевозить платформу на такие территории, до которых не добирались обычные внедорожники и не было возможности построить аэродром. Як-141 мог садиться на эту мобильную платформу, заправляться топливом с другого танкера ДТ-30 и продолжать свою миссию.
Грузоподъемность ДТ-30 составляет 30 тонн, так что такая задача для него не проблема. Реальные испытания Як-141 на базе ДТ-30 были проведены, однако разработка «Витязя» затянулась, и вскоре программа Як-141 оказалась на грани провала. Так что эта беспрецедентная идея, которая могла дать преимущество Советскому Союзу, не была реализована.
Як-141 был способен поражать воздушные, наземные и надводные цели. Он был вооружен одной 30-мм пушкой. Ракетное вооружение включало ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 или Р-27 и ракеты класса «воздух-корабль» Х-31.
Планировалось, что Як-141 сможет нести разрабатываемые новые ракеты класса «воздух-воздух» Р-77 и противокорабельные крылатые ракеты Х-35.
Этот многоцелевой истребитель также имел возможность нести неуправляемые боеприпасы класса «воздух-земля» и бомбы. Крылья этого боевого самолета складные, как это принято у палубного самолета.
Многоцелевой истребитель Як-141 не поступил в производство. Финансирование этой программы прекратилось в 1991 году после аварии на авианосце, когда один прототип приземлился при сильном боковом ветре и сильно пострадал. После распада Советского Союза военное финансирование было ограничено. В 1992 году программу Як-141 свернули, как это произошло со многими другими перспективными системами вооружения. Также к 1995 году Россия вывела из эксплуатации все авианосцы класса «Киев», для которых предназначался этот самолет.
В 1992 году Як-141 был представлен на международных авиасалонах в Фарнборо и в 1993 году в Ле Бурже. Посетители высоко оценили этот уникальный самолет. Некоторые страны проявляли интерес к приобретению этого самолета, однако реальных заказов не поступало.
В начале 1990-х «Lockheed Martin» заключила партнерское соглашение с ОКБ Яковлева для дальнейшего развития этого самолета. Результаты этого партнерства неизвестны, однако «Lockheed Martin», возможно, использовала опыт, полученный в этом проекте, при разработке собственного многоцелевого истребителя F-35. Вертикальная подъемная система F-35B очень похожа на Як-141. Многоцелевой истребитель F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки достиг начальной эксплуатационной готовности Корпуса морской пехоты США в 2015 году. В ближайшем будущем США будут эксплуатировать большое количество этих малозаметных истребителей.
Некоторые источники сообщают, что в 1996 году прототип двигателя Як-141 был продан Китаю. Также сообщается, что в 1998 году Россия передала технологии, связанные с форсунками двигателей. Не исключено, что в ближайшем будущем Китай также разработает отечественный СВВП на основе технологии Як-141.
Еще новости
ЗРК С-500 «Прометей». Новейший щит России
Детектор дронов «Птицелов» начинает поступать в зону СВО
Названы сроки физического пуска атомных ректоров ТАРКР «Адмирал Нахимов»