Стреляющие навесом гаубицы наводили панику в войсках начиная с XVII века. И несмотря на появление новых видов артиллерии, они до сих пор в почете у военных. Современные гаубицы чаще всего относятся к самоходным артиллерийским установкам и применяются для поддержки танков и пехоты в бою.
Основное средство передвижения гаубиц – это танковое шасси, но недавно прошла государственные испытания первая в истории России колесная гаубица «Мальва», созданная Ростехом.
Разбираемся, зачем в армии наших дней нужны гаубицы и в чем преимущества колесной схемы.
По навесной траектории
Гаубица – изначально это короткоствольная пушка для стрельбы каменной картечью по кавалерии и толпам пехоты. Собственно, само слово «гаубица» и произошло от старонемецкого Houfe − «толпа», попав во многие языки посредством чешского варианта houfnice. Впервые гаубицы применялись в европейских войнах середины XV века.
Уже начиная с XVI века гаубицы выделяются в отдельную категорию между пушками, стреляющими прямой наводкой, и мортирами, стреляющими навесом с закрытых позиций. Особенно полезны они были в доставке разрывных и зажигательных снарядов за стены укреплений, но при необходимости из гаубиц можно было вести огонь и по прямой, то есть они были более универсальными.
В 1757 году на вооружении войск Российской империи появляются легендарные единороги − гаубицы нового типа. Если раньше заряд вкладывали в ствол, поэтому длина ствола обычно не превышала длины руки, то в единорогах появилась камора – зарядная камера, упрощавшая заряжание и дававшая возможность удлинить ствол, а значит, увеличить дальность и точность стрельбы. Кроме того, новые гаубицы могли стрелять всеми видами снарядов – картечью, ядрами и гранатами. Единороги на много лет обогнали европейское вооружение и выпускались до середины XIX века, а в некоторых крепостях и на флоте сохранялись и в начале века XX.
К Первой мировой войне название «гаубица» окончательно закрепилось за орудиями больших калибров, применявшимися для навесной стрельбы с углом возвышения более 45 градусов. Такая артиллерия оказалась очень востребована, когда война перешла в позиционную стадию и нужно было поражать окопы и укрепления противника.
В советской стратегии времен Великой Отечественной войны гаубицам отводилась значительная роль в удержании линии фронта. Такие образцы, как гусеничная гаубица Б-4, прозванная «кувалдой Сталина», или гаубицы М-10, МЛ-20, МЛ-30, выпущенные на Мотовилихинском заводе, сегодня входящем в структуру Ростеха, внесли важный вклад в победу. После войны гаубицы становятся более универсальными. Предпочтение отдается гаубицам-пушкам и самоходным артиллерийским установкам.
Гаубицы-самоходки
Несмотря на то, что со времен Великой Отечественной войны ствольная артиллерия сдала свои лидирующие позиции в пользу ракетного вооружения и ударной авиации, самоходные и буксируемые гаубицы все еще остаются важной составляющей современных военных действий.
Сегодня основу ствольной артиллерии российских войск составляют буксируемые 152-миллиметровые гаубицы «Мста-Б» и Д-20, 122-миллиметровая гаубица Д-30, а также самоходные гаубицы «Акация», «Гвоздика» и «Мста-С». В войска поступают модернизированные версии этой техники.
В отличие от танков самоходные орудия – это полноценная артиллерия, обладающая высокой подвижностью и проходимостью, хотя и менее защищенная. Самоходные гаубицы применяются для поддержки огнем стрелковых и моторизированных соединений, для поражения живой силы, огневых средств, бронетехники и укреплений противника.
В июле текущего года были завершены государственные испытания «Мальвы» − первой в истории России гаубицы на колесном ходу. Новинка оснащается 152-мм орудием, идентичным тому, что устанавливается на САУ «Мста-С». «Мальва» может уничтожать практически любые объекты на дальности свыше 24 км со скоростью более семи выстрелов в минуту. В режиме огневого налета несколько боеприпасов способны достигать цели одновременно.
Основное преимущество «Мальвы» − мобильность. Благодаря шасси БАЗ с колесной формулой 8х8 в условиях контрбатарейной борьбы САУ может быстро развернуться, отстреляться и покинуть позицию до того, как противник совершит ответный удар. Мощный дизельный двигатель и полный привод позволяют «Мальве» преодолевать бездорожье, а по обычным дорогам она способна совершить марш-броски практически с автомобильной скоростью 90 км/ч без дозаправки на 1000 км. Кроме того, облегчение конструкции – а колеса значительно легче гусениц – дало возможность перевозить САУ по воздуху, например транспортниками Ил-76.
По словам создателей «Мальвы», аналогов в России этой машине нет, а ближайшие зарубежные образцы, например 155-мм САУ CAESAR из Франции, наша техника обходит по объему перевозимого боекомплекта и скорострельности.
Еще новости
Северокорейский пулемет «Тип 73»
В «Ростехе» заявили о разработке нового варианта ТОС
Представлена универсальная платформа для строительства арктического флота