Согласно Декрету ЦИК СССР 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», государственная граница России замыкалась на Северном полюсе и проходила по меридианам от крайней западной точки северной границы (граница с Финляндией) до середины Берингова пролива на востоке.
Дальновидность советского правительства и лично И.В. Сталина, сберегших перспективные территории для будущих поколений, трудно не отметить, чего нельзя сказать о руководстве страны 90-х годов. В феврале 1997 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, аннулировав, таким образом, упомянутый Декрет ЦИК и согласившись с тем, что иностранные суда (включая самолеты и подлодки) могут находиться в Арктике без разрешения или даже уведомления нашей стороны (за исключением территориальной зоны). Суверенные интересы России это не учитывало, как и основная масса различных соглашений ратифицированных Ельциным в 90-е годы.
Согласно Конвенции ООН о морском праве:
Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль.
Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прямыми линиями, не превышающими в длину 60 морских миль
Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.
Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.
Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Открытое море резервируется для мирных целей при этом военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.
При этом особенности правового статуса Арктики и Северного морского пути отдельно в конвенции не были прописаны, раздел о «районах покрытых льдами» состоит всего из одной 234 статьи «Покрытые льдом районы» в которой говорится о необходимости заботиться об экологии. Поэтому СССР, придерживаясь секторального подхода к определению границ в Арктике и считая собственной территорией всё арктическое пространство от Баренцева до Чукотского морей к этой конвенции не присоединился .
В августе 2022 года Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил План развития Северного морского пути до 2035 года. Главными целями Плана являются обеспечение надёжной и безопасной перевозки грузов и товаров, а также создание благоприятных условий для инвестиционных проектов в Арктической зоне страны, включая развитие туризма. План включает в себя более 150 мероприятий. Стоит иметь в виду, что помимо экономических интересов, одной из главных составляющих всё возрастающего внимания к арктической зоне, является обеспечение безопасности северных рубежей России. Виной этому хищные планы «западных партнёров». Россия с 2012 года закрепила статус Севморпути как внутренней транспортной артерии, но США с этим не согласны.
Западные страны, стремятся объявить Северный морской путь международным, учитывая его значение для прохода судов из Азии в Европу. Подпись нашей страны под Конвенцией ООН вызвала шквал притязаний на территорию Арктики со стороны ряда государств. С исчезновением ледового покрова у НАТО появляется возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории России, а также использовать сухопутные вооруженные силы в этом регионе. В начале 2000-х годов Военно-морским министерством США был принят специальный «Арктический план действий ВМС», гласящий, что «у Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе». Норвегия, Дания, а также огромный интерес и научные исследования со стороны стран Азии в приполярных областях и их стремление зарезервировать своё присутствие в регионе, демонстрируют огромное значение Арктического региона для мирового сообщества и дальнейшего мироустройства. При этом страны Арктического региона рассматривают возможность милитаризированной защиты своих государственных интересов, как часть арктической политики.
Самое интересное, что США остается единственной из Арктических стран, которые не ратифицировали Конвенцию ООН о морском праве и остаются вне её обязательств. Всего же в Конвенции участвуют 168 стран мира.
США, не ратифицируя Конвенцию, могут действовать в отношении ресурсов арктического шельфа не только наравне с Россией и другими странами, но и с некоторыми конкурентными преимуществами, потому что у них нет ограничений и финансовых обязательств, предусмотренных Конвенцией.
«Пока американцы не придумали эту конвенцию 1982 года, вся Арктика была поделена на сектора. Арктических государств всего пять: Россия, Дания, Норвегия, Канада, США. Но американцев это не устраивало, получалось, что у России более 60% территории побережья Арктики, а у них всего 7%. Они придумали эту конвенцию, мы сдуру ратифицировали, вляпались. Безусловно, надо ставить вопрос о том, что мы выходим из конвенции, потому что Северный морской путь — это наша внутренняя транспортная артерия», — заявил советник заместителя главнокомандующего ВМФ России по вопросам Арктики вице-адмирал Анатолий Шевченко.
Вхождение Финляндии в НАТО, прямые угрозы нашим промышленным объектам, таким как СПГ-2, уничтожение Северных потоков, «случайные» сближения и заходы в установленную Конвенцией нашу 12-мильную зону со стороны «подсчитывающих рыбу» военных кораблей и самолётов разведчиков США свидетельствуют о том, что никакие Конвенции и международные нормы не остановят наших заклятых западных партнёров в достижении ими своих национальных интересов — наживы любой ценой. Поэтому Россия должна освободиться от навязанных в моменты слабости обязательств не только для обеспечения своей безопасности и суверенитета, но и для обеспечения себе по праву принадлежащего места на мировой арене в ближайшем и отдаленном будущем.
Еще новости
Создан индивидуальный фильтр для воды для применения в боевых условиях
Обзор разведывательного дрона «Учжэнь-7» ВВС НОАК
ZALA проводит совместные учения с отрядами специального назначения