«Зубило»: не бронетранспортер, не танк, не робот

Универсальное транспортное средство "Зубило" на территории конгрессно-выставочного центра. Фото: Софья Сандурская/ТАСС

«Зубило»: не бронетранспортер, не танк, не робот

Недавно российские Вооруженные силы были оснащены новой многофункциональной беспилотной платформой, специально разработанной для военного применения. Несмотря на свой скромный внешний вид, эта машина, представляет собой нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Истинная идентичность и возможности этого впечатляющего железного приспособления проявятся со временем.

Это важное событие, особенно потому, что оборудование ожидается с нетерпением. Саперы, разведчики и штурмовые отряды, многие из которых выполняют функции повышенной секретности, с нетерпением ждут этого. Хотя они будут тестировать оборудование в ходе реальных операций, ожидается, что их отзывы позволят усовершенствовать последующие модели, которые будут выпускаться заводом. 

Эта машина не бронетранспортер, не робот и не обычный военный беспилотник. Вместо этого она служит платформой, на основе которой могут быть добавлены дополнительные компоненты в соответствии с уникальными потребностями бойцов. Это знаменует собой отход от старой практики, когда российская армия просто оснащала старые бронированные автомобили дистанционным управлением и разрабатывала небольшие наземные беспилотники. С «Зубило» войска получат специализированные машины, представляющие собой настоящего военного беспилотника «мастера на все руки».

Каждый аспект машины может быть существенно изменен. Стандартная модель оснащена двигателем мощностью 350 л.с., который может развивать скорость до 100 км/ч на обычных дорогах и преодолевать 30-градусные уклоны на бездорожье. При весе в 16 тонн – в первую очередь благодаря бронированному корпусу – «Зубило» может перевозить почти 3 тонны груза. Однако эта грузоподъемность может варьироваться в зависимости от установки боевого модуля, что значительно снижает полезную нагрузку, и наоборот. Такие решения часто принимаются в разгар боя. 

Толщина брони выдерживает попадание 30-миллиметрового снаряда в лобовую часть. Помимо экономичного и простого производственного процесса, «Зубило», по сути, представляет собой сборку деталей с КАМАЗа. Такая полная интеграция с серийными изделиями и отличная логистическая поддержка были решающим фактором для конструкторов. 

Важная роль любого беспилотника заключается в выполнении миссий камикадзе, однако после взрыва разрушение не всегда бывает полным. Часто бывает возможно отремонтировать или разобрать оставшиеся части. С «Зубило» такая задача вполне по силам.

Управление беспилотником может оказаться сложной задачей, особенно потому, что надежная дистанционная связь возможна только на расстоянии около 10 км. Это расстояние может резко сократиться в ситуациях, когда преобладает радиоэлектронная борьба. Тем не менее, дроны «Зубило» были тщательно спроектированы для решения этой проблемы с помощью множества альтернативных механизмов управления, которые не полагаются на радиосвязь. 

Среди этих альтернатив — возможность передавать сигналы с помощью мини-беспилотника, который запускается непосредственно с бронированного дрона-носителя. Могут использоваться различные способы передачи данных, включая лазерный луч, акустические колебания или традиционный кабель. 

Кроме того, «Зубило» исключительно удобен для дронов. Одним из замечательных приспособлений является его роль в качестве док-станции для других боевых дронов. Благодаря своей прочной броне дроны могут нести большие батареи. Эти батареи используются для зарядки других дронов с помощью специальных устройств. Это создает возможность разместить защищенный модуль рядом с ЛБС, облегчая непрерывную работу разведывательных беспилотников без необходимости частых возвращений на тыловую базу для подзарядки. Думайте об этом как о мини-версии дозаправки реактивного самолета в воздухе. Это означает меньшую опасность и меньшую ответственность для тех, кто «за лентой».

Военная платформа