Украинские F-16 как инструмент ВВС США

Украинские F-16 как инструмент ВВС США

Поставленные ВВС Украины F-16 прошли модернизацию в специальном подразделении радиоэлектронной борьбы ВВС США. По мере участия в боевых действиях, радиоэлектронные комплексы украинских истребителей будут давать данные для модернизации БРЭО всех самолётов этого типа.
 
68-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы – 68th EWS (Electronic Warfare Squadron), небольшое и не слишком известное подразделение ВВС США, базирующееся на авиабазе Эглин, штат Флорида. Его численность составляет 77 человек и задачей имеет отработку программного обеспечения систем РЭБ на самолётах, поставляемых зарубежным заказчикам. Эскадрилья существует с 1993-го года. Обслуживаемые типы самолётов – F-15, F-16 и E-3.

Именно специалисты 68th EWS перепрограммировали системы РЭБ самолетов F-16 из состава ВВС Дании и Нидерландов перед передачей этих истребителей Украине.

«Перепрошивка» была выполнена не только на штатных средствах РЭБ, установленных на борту, но и на контейнерных системах, подвешиваемых под крыло теперь уже украинских F-16.

Процесс был не слишком простым. Дело в том, что «борт» европейских F-16 отличается по составу от того, что эксплуатируется в США. То есть сначала специалистам 68th EWS пришлось изучать новые для них системы, что заняло две недели, и только потом отправиться в Европу для перенастройки ПО.

Доработки шли по двум направлениям. Во-первых, «архивы» систем РЭБ были дополнены данными по новым российским системам РТО (радиотехнического обеспечения) и РЭБ. Во-вторых, станции радиоэлектронной разведки получили возможность записывать сигналы, излучаемые российскими радиосредствами. В сочетании с анализом тактической обстановки это позволит оценить эффективность существующих средств постановки помех и противодействия помехам, и внести в конструкцию и ПО изменения, которые позволят украинским F-16 лучше противодействовать российским истребителям и ЗРК.

Поскольку Украина теперь входит в состав клиентов 68th EWS, все данные по боевому применению украинских F-16 будут передаваться в эскадрилью. С учётом анализа этой информации будет дорабатываться БРЭО самолётов, поставляемых инозаказчикам.

Первыми кандидатами на модернизацию являются F-16 из состава ВВС Бельгии и Норвегии, которые также планируют передать самолеты Украине. Естественно, при необходимости аналогичным доработкам подвергнутся и F-16, стоящие на вооружении ВВС и авиации Национальной гвардии США.

Обычно доработки электроники выполняются 68th EWS по результатам тренировочных боёв.
Понятно, что никакая тренировка не сравнится с реальными боевыми действиями. Понятно, что никакие доработки не сделают никакой самолёт неуязвимым. Но даже небольшое повышение шанса выжить в бою уже значит много.

Алексей Захаров, авиационный эксперт