Не секрет, что размещённый в танке боекомплект — это объект повышенной опасности, поражение которого осколками снарядов, кумулятивной струёй или огнём горящего топлива может привести к гибели экипажа и уничтожению всего танка. Поэтому предотвращение таких ситуаций — проблема далеко не второстепенная и несущественная, но решить её достаточно сложно.
Сложно в том плане, что боеукладки внутри обитаемых отделений боевой машины практически невозможно защитить. Не помогает ни дополнительная экранировка, которая, по расчётам советских инженеров, незначительно снижает вероятность поражения боекомплекта кумулятивными струями и максимум на 30% от подкалиберных снарядов, что тоже мало. Ни так называемая «мокрая боеукладка», активно применявшаяся на британских танках.
Последняя, к слову, вообще может поспособствовать уничтожению танка, поскольку при попадании кумулятивной струи и осколков подкалиберных снарядов на скорости более 800 м/с пороховые заряды, хранящиеся в изолированных ёмкостях, успевают воспламениться, а массивная оболочка этих самых ёмкостей сыграет эффект замкнутой камеры, увеличив интенсивность горения.
Одним из немногочисленных выходов из создавшегося положения является полная изоляция боекомплекта от обитаемых отделений танка — хоть в корпусе, хоть в башне — и оснащение этих отсеков вышибными панелями. Даже по самым скромным подсчётам опять же советских (не западных) танкостроителей, такой подход может снизить безвозвратные потери танков в 5–7 раз и обеспечить выживаемость экипажей.
К сожалению, в отечественном танкостроении эта идея так и не была реализована в серийном производстве, а вот у американцев с их «Абрамсами», наоборот, стала основой основ.
Конечно, сегодня много говорят о том, что башенная боеукладка этих танков уязвима для дронов (дроны — это в целом общая проблема для всех танков), да и рекламировать это заокеанское изделие не хочется. Тем не менее отрицать факт того, что такая компоновка значительно повышает шансы экипажа на выживание, попросту бессмысленно.
Изолированная кормовая ниша башни и отсек для 6 выстрелов в корпусе машины действительно защищают танкистов от воспламеняющихся пороховых зарядов и детонирующих снарядов. Подтверждают это не только отчёты после соответствующих экспериментов и инструкции, призывающие танкистов находиться внутри танка в момент горения боекомплекта, но и видео испытаний.
Видео от История гусеничной техники:
Горение пороховых зарядов в корпусной боеукладке танка и работа вышибных панелей
Эдуард Перов
Еще новости
«Калашников» впервые представит за рубежом новый подствольный гранатомет ГП-46
Расчёты АГС-17 «Пламя» выполняют огневые задачи
Пример размещения Вашего видеоконтента