Продолжаем рассказывать про специальные самолеты ВВС США. Стоит указать про новоприбывшие борта. В 2017-м американцы приняли программу по замене устаревающих самолетов радиоэлектронной борьбы EC-130 Compass Call. Всего на службе ВВС США состоит семь таких бортов, так как в основном функции РЭБ в ВВС США возложены на специально модернизированные истребители-бомбардировщики, которые параллельно создаваемым помехам могут наносить удары. Да, они несут меньше ракет и лишены пушек – всё свободное место занято контейнерами электроники – но такая система показала себя эффективно, что также перенимает ВКС РФ с развитием систем электронных контейнеров. EC-130 Compass Call самолет с экипажем в 13 человек предназначен не только для подавления вражеских систем связи, но и вмешательства в их работу. Поэтому на борту 1 старший офицер — опытный лингвист-шифровальщик, а еще 4 оператора — это все для того, чтобы обеспечивать затруднения противнику в его ведении связи по перехваченным каналам.
Новый самолет EA-37B является американской версией израильского проекта EL/W-2085. Самолет модернизируется на базе гражданского Gulfstream G550, экипаж составляет 9 человек (лингвисты присутствуют). Новая машина значительно отличается по параметрам скорости, высоты и дальности от еще «вьетнамских» Геркулесов, заявлено 10 часов автономной работы. Также есть совместимость с уже существующими комплексами оборудования, которое можно разместить на борту — на нем уже заранее стоит вся система связи, управления и передачи данных, встроенная система связи и передачи данных для работы с силами США — в том числе спутниковая.
Понятно, что вся информация о настоящей мощности начинки засекречена, но британские производители электроники самолета заявляют, что машина способна не только бороться с радиолокационными системами раннего предупреждения, но также может использоваться в операциях по подавлению или уничтожению вражеской системы ПВО (SEAD/DEAD), благодаря целенаправленному облучению объектов.
Один борт ВВС США уже получили в августе 2024-го, второй борт получат в конце года. Заявлено о закупке 14 бортов, а также подтверждено разрешение на закупку трех бортов для ВВС Италии.
Важным здесь отметим именно израильский опыт в постройке военных машин на базе гражданских бортов, которые переняли для себя и ВВС США. Вместо проведения сложных контрактов с корпорациями на разработку очередного «вундерваффе», собираются команды на подряд, которые модернизируют уже существующие фюзеляжи. Причем машины для такой модернизации могут быть выкуплены вообще у обычных авиакомпаний.
Всё-таки задача промышленности насытить рынок качественными самолетами, которые можно менять под свои нужды, а не рассказывать как они долго и упорно на одиночный госзаказ придумывали «не имеющий аналогов» борт.
Еще новости
Американский пулемет Bullfrog, управляемый искусственным интеллектом
Обзор автономных летательных аппаратов Barracuda-M
Боевой лазер Raytheon HELWS испытали по реальным воздушным целям