Тактическая авиация США страдает «хронической небоеготовностью»

Тактическая авиация США страдает «хронической небоеготовностью»

Счётная палата США (GAO – Government Accountability Office) опубликовала отчёт по уровню боеготовности тактической авиации. В документе рассматриваются парки как ВВС, так и авиации флота и Корпуса морской пехоты (КМП).

В обзоре GAO рассматривается период в шесть (финансовых) лет – 2018-2023 гг. Оценка давалась по критерию «сколько лет из шести парк самолёта определённого типа находился на заданном уровне боеготовности».

Отчёт, признаться, удивил. Понятно, что с этим показателем плохо у F-35 и F-22. Однако и самолёты, производящиеся и стоящие на вооружении давно, показали не слишком хороший результат. Особое удивление вызывает низкий уровень боеготовности А-10 – машины не только «старой» (т.е. хорошо освоенной), но и простой по составу БРЭО. Тем не менее, ветеран-штурмовик имел заданный уровень боеготовности только в один год из шести.

Результаты, которые GAO оценила как «более-менее» (три года из шести) показали только F-15C и F-16C, поставки которых начались в начале-середине 80-х годов. По одному году укладывались в норматив – помимо уже упомянутого А-10 – только F-15D и F-16D. Все остальные машины: F-15E, F-22A, F-35A (ВВС), EA-18G, F/A-18E/F F-35C (флот) AV-8B, F/A-18A-D, F-35B (КМП), за «отчётный период» не достигали заданного уровня боеготовности ни разу.

Абсолютные цифры (в виде процента боеготовых самолётов) в этом отчёте GAO не содержатся. Мы можем оценить по этому показателю только F-35. По состоянию на прошлый год уровень полной боевой готовности составил 36% для F-35A (ВВС), 19% для F-35C (флот и КМП) и всего 15% для F-35B (КМП).

Сразу хотелось бы предостеречь любителей порадоваться по поводу того, что у соседа сдохла корова: вряд ли в ВВС РФ ситуация с боеготовностью лучше. Просто у нас подобные данные не публиковали и в «мирные годы». А замалчивание проблем (которых у нас в авиапроме хватает) – не лучший способ с ними справиться. Или хотя бы попытаться это сделать.

Алексей Захаров, авиационный эксперт