В США эйфория по поводу перспектив замены «живых» лётчиков на системы управления с искусственным интеллектом (ИИ) начинает утихать. По словам представителя ВВС, курирующего разработку технологий пилотирования боевых самолётов с использованием ИИ, США еще много лет не позволят роботам взять на себя роль лётчиков.
«Возможно, когда-нибудь мы сможем полностью положиться на роботизированную войну, но это произойдет через столетия», — считает бригадный генерал Дуг Уикерт, командующий 412-м испытательным крылом ВВС США.
Авиабаза «Эвардс» является испытательным центром для новых самолетов и технологий, включая программное обеспечение, позволяющее ИИ управлять истребителями. 412-е испытательное крыло экспериментирует, в частности, с самолётом X-62A VISTA, модифицированным истребителем F-16, управляемым ИИ.
То, что сегодня могут делать пилоты-ИИ, поразительно, сказал Уикерт. Однако всё ещё существует разрыв между цифровым миром и реальным. Поэтому пилот-робот в ходё тестовых воздушных боёв по-прежнему частенько делает «неожиданный» выбор – а попросту говоря, ведёт себя не вполне адекватно.
Комментарии Уикерта можно рассматривать как ответ на явные насмешки со стороны советников недавно избранного американского президента. Илон Маск и Вивек Рамасвами выразили недовольное недоумение по поводу того, что ВВС продолжают закупки дорогих пилотируемых истребителей вместо того, чтобы отдавать приоритет беспилотникам.
Помимо проблем с готовностью технологий, современные боевые действия чрезвычайно сложны. Внедрение ИИ в управление боевыми системами поднимает ряд этических вопросов, в том числе, увеличится ли вероятность войны, если в уравнении не участвуют люди, сказал Уикерт.
Авиабаза «Эдвардс» в настоящее время готовится к испытаниям следующего поколения истребителей, включая новых «беспилотных ведомых» (CCA — Collaborative Combat Aircraft). Ожидается, что они могут поступить на базу в следующем году — после того, как два подрядчика, General Atomics и Anduril, закончат постройку своих прототипов. Программное обеспечение ИИ, разрабатываемое в рамках программы VISTA, не будет напрямую использоваться в системе управления CCA. Однако опыт его испытаний будет учтён. Передача управления под контроль автоматики будет постепенной. Уровень автономности CCA будет увеличиваться по мере того, как специалисты ВВС будут «укреплять доверие» к ИИ.
Сотрудники авиабазы «Эдвардс» уже начали подготовку к приёму на испытания истребителя 6-го поколения ВВС, именуемому Next Generation Air Dominance (NGAD). Однако судьба этой программы находится в подвешенном состоянии после того, как глава ВВС Фрэнк Кендалл в июне текущего года приостановил программу из-за высоких прогнозов затрат и новых технологий. На этой неделе ВВС объявили, что решение по программе NGAD будет принимать уже администрация следующего президента США.
С учётом того, что Трамп уже высказывался негативно по поводу высоких трат Пентагона, в программах военной авиации наверняка будут изменения. Однако позиция ВВС ясно говорит, что появления БПЛА вместо пилотируемых боевых самолётов в ближайшем (и не очень близком) будущем можно не ожидать.
Еще новости
Франция завершила разработку однотонной управляемой бомбы
Перехватчик «Гераней» и «Ланцетов» из США
В США завершились испытания гиперзвуковой ракеты класса «земля-земля»