Борьба с фашистской авиацией в годы Великой Отечественной войны

На их плечах держалось небо: как был сорван гитлеровский план

За более чем вековую историю войск ПВО нашим воинам пришлось повидать немало: воздушная оборона в годы Первой мировой войны, Великая Отечественная война, борьба с нарушителями воздушных границ в послевоенные годы, защита неба дружественных стран и наконец СВО.

Однако самым трудным и тяжелым испытанием, настоящим экзаменом на зрелость и прочность для нашей системы ПВО по-прежнему остается период Великой Отечественной войны. За 1941-1945 годы войска ПВО уничтожили 7 313 неприятельских самолетов: истребительной авиацией ПВО – 4 168, зенитной артиллерией, пулеметным огнем и аэростатами заграждения – 3 145.

О том, как воины советской противовоздушной обороны вели непримиримую борьбу с фашистской авиацией в годы Великой Отечественной войны, – в подборке архивных документов из фондов Центрального архива Минобороны России.

Особая задача специального отдела маскировки: Кремль, оборонные заводы, нефтехранилища, водопроводные станции и городские мосты должны были стать «невидимыми» для лётчиков люфтваффе.

Центральный театр Красной Армии скрыли от глаз фашистов. Огромное здание в форме звезды, расположенное в центре столицы, могло служить ориентиром для немецкой авиации. Его решили перекрасить: на месте театра появились деревенские дома, роща и церковь с золотым куполом.

Советские лётчики самоотверженно вступали в бой. Среди защищавших Москву летчиков – Алексей Катрич, Петр Еремеев и Виктор Талалихин, решившиеся на высотный таран неприятеля. Всем троим удалось выжить после смелого броска на врага. Всего за годы войны истребительная авиация ПВО выполнила 269 465 самолетовылетов, провела 6 787 воздушных боев.

Для защиты важных объектов применялись аэростаты воздушного заграждения. Их поднимали выше полета немецких самолетов, а к земле крепили стальным тросом. Аэростаты «дежурили» в темное время суток. Разглядеть ночью в небе аэростат, а уж тем более трос, было невозможно. Если трос не разрезал крыло вражеского самолета, воздушное судно подрывала мина, закреплённая на специальном механизме.

Воины зенитных прожекторных частей не оставляли шансов непрошеным гостям остаться незамеченными. Прожектористы стойко и мужественно выполняли свой долг. В историческом формуляре 2-й зенитной прожекторной дивизии так описывается один из налетов врага на Москву: «Самолеты противника, пойманные лучами прожекторов, вели обстрел прожекторных позиций из пулеметов, сбрасывали бомбы в районах светового поля и возвращались на запад». «Расчеты неоднократно подвергались сильному обстрелу из самолетов, минометов и артиллерии, но ни один боец не дрогнул, все смело выполнили свои задачи», – говорится в наградном листе на командира прожекторной роты старшего лейтенанта Василия Кукина.

На ближних подступах врага встречала зенитная артиллерия и пулеметчики. Подвиги военнослужащих ПВО и результаты боев с авиацией врага и красочно описаны в историческом формуляре 1333-го зенитного артиллерийского полка за 1942 год.

Небо защищали даже поезда. Бронепоезда ПВО сыграли большую роль в защите крупных узлов и участков железнодорожной инфраструктуры. «В дыму, грохоте, разрыве бомб и снарядов бронепоезд продолжал неравный бой с авиацией и танками врага», – вспоминал младший сержант Малюшин о боях 717-го бронепоезда «Оренбургский железнодорожник».

Минобороны