В Московском авиационном институте (МАИ) разработали первый в мире универсальный модульный беспилотник вертикального взлета и посадки.
Разработчики утверждают, что созданный аппарат не имеет аналогов в России и мире благодаря своей уникальной модульной конструкции. Отмечается, что при проектировании беспилотника использовали только российские компоненты.
По словам инженеров института, универсальность беспилотника достигается за счет использования модулей: один и тот же аппарат может быть адаптирован по размеру и характеристикам для решения совершенно различных задач — перевозки грузов, мониторинга, проведения поисково-спасательных операций, патрулирования и не только. Переключение аппарата с задачи на задачу у пилота будет занимать буквально секунды.
Предполагаемые модули дрона:
- Грузовые модули: Для перевозки различных грузов, включая медикаменты и продовольствие.
- Камеры и сенсоры: Различные камеры (оптические, инфракрасные, тепловизионные) и сенсоры (ультразвуковые, lidar) для мониторинга.
- Модули связи: Обеспечивают передачу данных в реальном времени, включая радиостанции и спутниковые системы.
- Спасательные модули: Оборудованы для поисково-спасательных операций (флаги, световые сигналы, медицинские наборы).
- Патрульные модули: Системы наблюдения и анализа для охраны объектов.
Беспилотник, получивший название F1 (по номеру института №1 «Авиационная техника» МАИ), в настоящее время проходит испытания и уже готов к серийному производству. Его планировалось представить широкой публике 15-17 мая на выставке HeliRussia-2025.
Среди ключевых особенностей F1 — его способность работать при низких температурах.
Температурный диапазон эксплуатации большинства БЛА в мире ограничен −10 °C, поскольку литий-ионные аккумуляторы не выдерживают экстремального холода. F1 может летать при температуре до −40 °C и доставлять грузы в труднодоступные места на значительные расстояния, что актуально для нашей страны»,
БПЛА имеет складную конструкцию, его можно упаковать в переноску, что облегчает его транспортировку. Сам аппарат весит около 14 кг, а его взлетная масса достигает 29 кг. Перевод из сложенного состояния в рабочее занимает всего пять минут. В готовом к полету состоянии диаметр беспилотника составляет около 1,5 метров в диаметре или даже больших размеров, если это необходимо для конкретных операций в воздухе. Максимальная скорость полета F1 составляет 80 км/ч, крейсерская – 65 км/ч.
Аппарат имеет футуристичный корпус с четырьмя винтами. В его конструкции предусмотрена возможность использования как гибридного, так и полностью электрического двигателя. Применение гибридной силовой установки значительно увеличивает продолжительность активного полета (до 4-х часов) и обеспечивает дальность до 120 км. Комплектация с гибридным двигателем также позволяет отключать двигатель внутреннего сгорания для режима малозаметности и снижения уровня шума.
Благодаря модульности F1 применим для обширного спектра задач. Например, установив на него несколько камер, можно получить полный обзор в пространстве.
Специалисты приводят пример использования: после облета территории для поиска неисправности или очага возгорания, аппарат может быть быстро переоборудован путем замены модуля для доставки ремкомплекта или тушения пожара.
Еще новости
ВКС России получили партию новых истребителей Су-35С
Ростех представил робота для лазерного разминирования
Новая пушка Гаусса делает 3000 выстрелов в минуту