Китайский авианосец «Тип 003»

Китайский авианосец «Тип 003»

Китайские государственные СМИ дружно публикуют кадры, «намекающие» на то, что новый авианосец ВМС НОАК Тип 003 (в западной прессе его ещё именуют Fujian — «Фуцзянь») уже выполняет подъёмы палубных истребителей с катапульты. Корабль находится на испытаниях с мая прошлого года, и, как сообщается, должен вступить в строй к концу года текущего.

Документальных подтверждений, свидетельствующих о том, что экипаж АВ «Фуцзянь» и лётчики его авиакрыла освоили взлёт с катапульты, пока нет.

Однако в одном из видеороликов показана тень, отбрасываемая на палубу авианосца «Фуцзянь» истребителем семейства J-15, летящим над кораблём на малой высоте (фото в заголовке). Правда, однозначных признаков того, что этот самолёт взлетел с палубы или выполнил посадку на неё, не имеется.

На недавно опубликованных официальных снимках также запечатлены члены команды АВ «Фуцзянь», проводящие обход полётной палубы в поиске посторонних предметов Это стандартная процедура, проводимая на авианосцах и аэродромах перед полётами для выявления потенциально опасных посторонних предметов.

Ещё на одной из фотографий изображён палубный истребитель J-15T, находящийся на стартовой позиции с включёнными форсажными камерами (признак готовности к взлёту).

J-15T – последняя версия китайского палубного истребителя, «содранного» с российского Су-33. В 2001-м году китайцы приобрели у Украины Т-10К-3 – один из прототипов будущего Су-33.

Считается, что разработка J-15 выполнена методом реверс-инжиниринга (так деликатно именуют нелицензированное копирование). Китай настойчиво пытался приобрести у России «настоящий» Су-33. Однако переговоры провалились после того, как выяснилось, что китайцы с помощью того же реверс-инжиниринга освоили производство копии Су-27СК, получившей обозначение J-11B.

От предыдущих вариантов «пятнадцатую тэшку» отличает усиленная передняя стойка, за которую цепляется челнок катапульты при взлёте. То есть машина была сделана именно под АВ «Тип 003».

Он, в отличие от предшественника «Тип 002», использует для подъёма самолётов не трамплин, а катапульту. Интересно, что по этой части китайцы «шагнули из феодализма в социализм» — не имея опыта эксплуатации авианосцев с традиционной паровой катапультой, они сразу установили на «Тип 003» катапульту электромагнитную.

Электромагнитная катапульта позволяет точно настроить «тяговое усилие» в зависимости от взлётной массы запускаемого самолёта. Для АВ «Тип 3» это важно, поскольку в состав его авиакрыла могут входить палубная версия истребителя J-35 и самолёт ДРЛО KJ-600. Не исключено также использование с палубы БПЛА, разрабатываемых в Китае в настоящее время. Авиации ВМС НОАК наверняка понадобится палубный учебный самолёт (скорее всего, он будет сделан на базе JL-10).

Считается, что электромагнитные катапульты конструктивно проще, чем паровые. Правда, американцы на АВ «Джеральд Форд» с отладкой запусков мучились долго. Китайские «намёки» на полёты с палубы АВ «Тип 003» наводят на мысли, что там тоже не всё гладко. Ведь чего проще – показать фото схода J-15T с катапульты. Но нет, вместо этого официальные источники публикуют непонятно что.

АВ «Фуцзянь» является важным компонентом ожидаемой десантной операции НОАК по захвату Тайваня. В этом году годовщина создания китайских вооруженных сил проходит под знаком ужесточения конфронтации с США.

Видимо, в Пекине решили заставить вашингтонских аналитиков гадать, сможет ли авианосец «Фуцзянь», которому до обещанного вступления в строй осталось меньше полугода, действительно воевать, а не просто «демонстрировать флаг».

Военный Осведомитель

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x