16 июля 1983 года, в ходе госиспытаний истребителя Су-27 при выполнении летчиком-испытателем ОКБ имени П.О. Сухого Николаем Фёдоровичем Садовниковым испытательного полета на опытном самолете Т10-17 (05-02), бортовой № 17, в разгоне на высоте 1000 м и скорости 1200 км/ч, произошло разрушение конструкции левой консоли крыла с отрывом ее одной трети (до флаперона) и частичном разрушении и отрыве концевой секции поворотного носка.
При этом обломками был поврежден левый киль и левая половина стабилизатора, началась утечка рабочей жидкости из-за разрушения трубопроводов одной из гидросистем.
По хронологии это был третий из поднявшихся в воздух Су-27 в новой конфигурации – Т-10С и первый самолет в серийной конфигурации, который был поднят в воздух на серийном заводе.
Несмотря на столь серьезные повреждения, машина не потеряла управляемость, и летчик смог благополучно привести и посадить ее на свой аэродром.
Случай для отечественной авиации был, вне всякого сомнения, уникальный.
Мужество и хладнокровие летчика в этой сложной ситуации, а также исключительно высокие характеристики Су-27 позволили сохранить дорогостоящий опытный самолет и предоставили конструкторам ОКБ возможность разобраться в причинах произошедшего.
Причиной поломки признали ошибку в оценке величины шарнирных моментов на поворотном носке в трансзвуковой зоне и недостаточную мощность гидроцилиндров привода носка, что привело к закрутке и отрыву его концевой секции, которая повлекла за собой отрыв концевой части крыла. Были разработаны соответствующие мероприятия и проведены необходимые доработки опытных машин.
Отремонтировали и самолет Т10-17: уже через месяц с небольшим после происшествия, 22 августа 1983 года, он смог вернуться к полетам.
Однако не прошло и года, и история повторилась.
25 мая 1984 года в полете на опытном самолете Т10-21, выполнявшемся летчиком-испытателем ЛИИ Владиславом Лойчиковым, на сходном режиме полета также произошло разрушение крыла, но теперь уже с отрывом трети правой его консоли.
К сожалению, в этом случае спасти самолет не удалось: из-за потери герметичности трубопроводов 1-й и 2-й гидросистем произошел полный отказ системы управления, и летчику пришлось катапультироваться.
Понятно, что на этот раз «разбор полетов» был гораздо более пристрастным, и поставленный годом ранее «диагноз» пришлось уточнить.
Комплекс доработок конструкции крыла, а также систем управления поворотным носком и флаперонами, выполненных после этого случая на самолетах Су-27, обеспечил невозможность возникновения подобных ситуаций впредь.
Еще новости
История масштабной радиационной аварии на АПЛ К-431
Ко Дню воинской славы России открыта фотовыставка «Ленинградская битва. Путь к победе»
Легенда неба Лидия Литвяк: от первых побед до последнего вылета