Японский SoftBank планирует революцию с помощью БС-дирижаблей. В 2026 году готовится предкоммерческий запуск БС 4G и 5G, которые будут размещены на дирижаблях, работающих в стратосфере на высоте 20 км.
Проект основан на технологии HAPS (High Altitude Platform Station). Это высотные платформенные станции, которые представляют собой БПЛА, способные длительное время находиться в стратосфере. Дирижабли SoftBank, разработанные совместно с американским стартапом Sceye, имеют длину 65 метров и наполнены гелием для обеспечения подъёмной силы.
Задержка сигнала у HAPS составляет примерно половину от показателей спутниковой системы Starlink благодаря меньшему расстоянию до пользователя. При этом одна стратосферная станция способна заменить до 25 наземных вышек, обеспечивая покрытие территории диаметром до 200 км.
В операционке подобные системы значительно ниже спутника, т.к. не требуется запуск ракет, а техническое обслуживание и модернизация оборудования возможны путём спуска платформы на землю. Автономность работы дирижаблей может достигать одного года без необходимости технического обслуживания.
Дирижабли Sceye прошли более 20 испытательных полётов, включая суточный полёт на высоте 18,5 км с полным циклом зарядки солнечных батарей днём и работы от аккумуляторов ночью. Платформы оснащены системами автоматического управления положением, контроля давления и связи за пределами прямой видимости.
МСЭ еще в 2023 году дал добро на выделение частотного диапазона от 700 МГц до 2,6 ГГц специально для стратосферных платформ. Для пользователей подключение к базовой станции на дирижабле будет происходить автоматически и незаметно, как хэндовер на земле.
В 2026 году SoftBank планирует запустить предкоммерческие услуги HAPS в ограниченном режиме для отдельных пользователей с целью накопления эксплуатационных данных. Основными сферами применения станут экстренное восстановление связи при стихийных бедствиях, обеспечение покрытия в труднодоступных горных районах и на отдалённых островах, а также развёртывание сетей в малонаселённых регионах, где строительство наземной инфраструктуры экономически нецелесообразно. Полномасштабное коммерческое внедрение планируется после 2027 года.
Несмотря на перспективность технологии, проект сталкивается с рядом технических ограничений. На конструкцию дирижабля приходится 30% общей массы, ещё 30% занимают энергетические системы, и лишь около 250 килограммов остаётся на полезную нагрузку – само оборудование.
Дирижабли также уязвимы к экстремальным погодным условиям, включая стратосферные ветры и температурные перепады, что может влиять на надёжность и долговечность систем.
SoftBank рассматривает HAPS как ключевой элемент будущих сетей 6G с трёхмерной архитектурой, которые смогут обеспечивать связь не только на поверхности земли, но и в воздушном пространстве для дронов и беспилотных летательных аппаратов.
Еще новости
Axiom Space запустит обработку данных на спутниках Kepler
Китайские учёные нашли материал будущего для микросхем
Арктический шельф — энергия будущего и суверенитет России