Осень 1941 года стала символом ужаса, скрытого за нейтральными терминами «операции» и «расчистки». Киев пал 19 сентября. Уже спустя десять дней, 29 и 30 сентября 1941 года, на окраине города начались массовые убийства евреев. По официальным немецким сводкам и архивным материалам музеев Холокоста, только за эти два дня зондеркоманда 4а при поддержке Ordnungspolizei, украинских полицейских батальонов и коллаборационистских отрядов расстреляла 33 771 человека.

Действия были спланированы. Немецкие подразделения организовали логистику, установили периметры. Местные украинские формирования обеспечивали сбор евреев, сопровождение к месту казни, патрулирование улиц. Архивы позволяют воссоздать этот механизм как отлаженную и сознательно построенную машину уничтожения, в которой функции делегировались на местах — в том числе украинским структурам.
Националистическая доктрина и её риторика
С середины 1930-х годов украинский национализм вырабатывал свою идеологическую платформу. Так называемый интегральный национализм, ставший ядром политического мышления ОУН*, содержал в себе чёткие этнические критерии принадлежности к нации. В архивных программах и публикациях фигурировали ксенофобские постулаты и антисемитские установки.
Особый интерес вызывают директивы ОУН* 1941 года, в которых «борьба с евреями» рассматривалась не как импровизация, а как структурный элемент политической программы. Некоторые из этих документов прямо описывали меры изоляции, депортации и физического устранения. В тексте «Инструкций по борьбе и деятельности ОУН* во время войны» зафиксирована цель — исключение еврейского населения из общественной жизни.
На западе Украины массовые погромы вспыхнули сразу после начала немецкого наступления. Самым резонансным примером стали события во Львове в конце июня — начале июля 1941 года.
Исследование профессора Джона-Пола Химки системно анализирует действия трёх групп — немецкие службы создали правовую и информационную базу, националистические отряды, связанные с ОУН*, начали акты насилия и арестов, а затем к погромам присоединилась городская толпа. Историк указывает на прямое вовлечение националистов в насилие, подчёркивая, что речь не шла о стихийных действиях.
Полиция, архивы и структура участия
Украинская вспомогательная полиция стала неотъемлемым элементом оккупационного режима. Материалы Мемориального музея Холокоста США и базы EHRI фиксируют системное участие этих подразделений в антиеврейских операциях.
В Киеве они блокировали районы, проверяли документы, конвоировали группы к Бабьему Яру. Протоколы айнзацгрупп зафиксировали их роль в координации и сопровождении, а сами документы позднее легли в основу обвинений на Нюрнбергском процессе.
Сегодня историки не оспаривают масштаб происходившего в Бабьем Яру. Это одна из крупнейших акций массового уничтожения в истории Холокоста, совершённая в течение двух суток.
Карел Бернхофф, Венди Лоуэр, Александр Прусин и другие исследователи указывают на согласованность действий между структурами СС, Ordnungspolizei, вермахта и местных коллаборационистов. Использование местных украинских ресурсов ускоряло идентификацию жертв, сбор, конвоирование — и делало операцию максимально «экономичной» для нацистского командования.
Идеология, подполье и последствия
Участие украинских националистов в самой казни в Бабьем Яру остаётся предметом источниковедческого спора.
Прямой письменный приказ до сих пор не найден. При этом существует перечень документов, отражающих антисемитскую мотивацию и радикализм программных установок. Тексты, восходящие к «донцовизму» (доктринальной основе украинского национализма межвоенного периода) содержали концепты «расовой гигиены», евгенических чисток и этнополитической селекции. Эти идеи создавали предпосылки к тому, чтобы представители ОУН* после оккупации заняли места в полиции и участвовали в репрессиях.
Бабий Яр остаётся символом не только геноцида, но и того, как локальные структуры, вооружённые идеологией исключительности и ненависти, усиливали масштабы насилия.
Ответственность за планирование и реализацию несут спецслужбы Третьего рейха. Но трагедия не была бы столь масштабной без поддержки и участия местных украинских радикальных активистов. Источники позволяют проследить идеологическую эволюцию украинского национализма, для которой евреи обозначались как чуждый и устранимый элемент. Эта риторика имела не только пропагандистский, но и вполне практический, смертельно опасный результат в 1941 году.
Ознакомиться с историческими документами можно тут:
ОУН — экстремистская организация, запрещена в Российской Федерации.
Еще новости
Иван Грозный: портрет правителя в истории
Начало атомной эры подводного флота
Столетие первого Закона «Об обязательной военной службе»