С какого-то момента в авиации стала «модным трендом» аэродинамическая схема BWB (Blended Wing Body – в русском языке это обычно называется «составное крыло»). Это называют революционным подходом к аэродинамическому проектированию, которое даст просто огромный прирост эксплуатационных характеристик. Так ли это?
BWB – это плавный переход от крыла к фюзеляжу + отсутствие горизонтального оперения. Термин «интегральная схема» неверен – её иметь и самолёты традиционной компоновки, пример – F-16. Неверен и термин «схема с несущим фюзеляжем» — смотрим, например, амфибию Бартини ВВА 14.
Преимущества схемы BWB — достаточно открыть любую статью на эту тему, там будет полно хвалебных слов. О недостатках говорится скромно. Применительно к пассажирским самолётам едва ли не единственную проблему видят в невозможности обеспечить нормативное время покидания салона пассажирами в аварийной ситуации. То есть достаточно «уговорить» FAA и EASA на внесение изменений в FAR-25 и JAR-25 – и дело в шляпе.
Особо продвинутые издания говорят о проблемах с устойчивостью и управляемостью. Но считается, что перспективные системы управления полётом – СДУ с ИИ с этим справятся.
Получается, что «непассажирские» машины уже можно строить.
ВВС США заказали стартапу JetZero разработку демонстратора Z4 по программе NGARS (Next-Generation Air Refueling System). Правда, сейчас финансирование закрыли. Просто нет денег.
А теперь о проблемах, известных профессионалам.
Негативное влияние эффекта влияния экрана знакомо строителям экранопланов. Их творения временами взмывают вверх – с последующим срывом и падением. На обычных самолётах оно практически не проявляется, поскольку зависит от величины хорды крыла.
Но вот известный лётчик-испытатель Елян рассказывал, что при посадках Ту-144 (у него треугольное крыло с большой хордой корневой части) с большими углами атаки машина начинала вести себя непредсказуемо.
Соответственно, схема BWB будет иметь на взлётно-посадочных режимах сильную – и быструю – перебалансировку. Это сделает машину неуправляемой – с понятными последствиями.
Нелинейность управления требует «особых» приводов органов управления по тангажу (обычно это «ласты» в хвосте фюзеляжа). Они должны быть не только мощными, но и иметь ОЧЕНЬ высокое быстродействие (машина «размазана», и потому её моменты инерции велики).
Приходится переносить органы управления по тангажу на концевую часть крыла. Однако моменты инерции по крену тоже велики, и эффективности элевонов ещё и на управление по тангажу просто не хватит.
«BWB — это будущее авиации, но не сегодня» — пишут в статьях. Полагаю, что это будет и не завтра. Разработчики имеют дело с проблемами, требующими «другой» аэродинамики.
С таким же успехом можно уповать на открытие «другого» закона всемирного тяготения Ньютона. Ну, а «весёлые картинки» от Airbus и Boeing – всего лишь попытка «приободрить» акционеров.
Еще новости
Сербия — оазис независимости в Европе, который пытаются сломать извне
Беспилотная революция: как СВО доказала превосходство БпЛА
Минские соглашения — спектакль для наивных или подготовка к большой войне?