Системные недостатки: критика безопасности конвертоплана V-22 Osprey

Фото: NAVAIR

Системные недостатки: критика безопасности конвертоплана V-22 Osprey

Командование морских авиационных систем США (NAVAIR) опубликовало 12 декабря 2025 года результаты комплексного расследования хода программы V-22 Osprey, выявившего (опять) системные недостатки в безопасности этого аппарата.

Параллельно Главное контрольно-ревизионное управление (выполняющее функции Счётной платы) США (GAO) представило доклад, указывающий на девятилетнюю задержку в устранении критических рисков для безопасной эксплуатации данного типа машин, состоящих на вооружении не только в ВМС, но также в ВВС и КМП США.

Технические отказы — причина большинства катастроф

Анализ NAVAIR 12-ти серьёзных инцидентов «класса A» с конвертопланами семейства V-22 в период 2021–2025 годов выявил, что в семи случаях (58%) «технический отказ был причиной или способствующим фактором» катастрофы.

Особую тревогу расследователей вызвал тот факт, что в пяти из этих семи случаев проблема уже была выявлена службами лётной годности, но «не была своевременно устранена или уменьшена, что привело к катастрофическим последствиям».

В частности, дефект металла в элементе редуктора стал причиной крушения CV-22B у побережья Японии в ноябре 2023 года, унёсшего жизни всех восьми членов экипажа.

Аналогичный изъян едва не привел к крушению ещё одного CV-22 над Нью-Мексико в ноябре 2024 года — инцидент, который Пентагон классифицировал как «почти катастрофу».

Всего, за период 2021–2024 годов, в четырёх катастрофах разных вариантов машин семейства V-22 погибли 20 военнослужащих США.

От редакции, немного дополнительной информации, для понимания динамики проблемы:

С момента постановки машины на вооружение в 2007 году, общее число погибших в катастрофах с её участием составило 35 человек.

То есть за последние 4 года количество погибших превысило таковое за предыдущие 14 лет эксплуатации серийной машины.

Само собой, возросло и количество серьезных инцидентов того самого «класса A», с машинами данного типа.

В период 2007–2020 годов зафиксирована 21 серьёзная авария класса A.

В период 2021–2025 годов зафиксированы 12 серьёзных аварий класса A.

То есть в последние годы серьезные инциденты с машиной участились ровно в два раза.

Что отмечают и расследователи из ВМС США:

«Уровень рисков при эксплуатации V-22 постоянно растёт, с момента его ввода в строй», — констатирует в своём отчёте NAVAIR.

В докладе же GAO отмечается, что:

КМП, ВВС и ВМС — используют разные процедуры безопасности и системы обмена данными, а «существенные расхождения и различия» в технических публикациях и процедурах для лётного и технического персонала привели к тому, что информация о безопасности не всегда поступает туда, где она необходима.

Подводя неутешительный итог, расследователи из ВМС США отмечают, что устранение проблем авиапарка V-22 займёт годы.

Из-за критически низких темпов замены дефектных узлов, и при текущей скорости работ, модернизация всех конвертопланов завершится не ранее начала 2030-х годов.

NAVAIR предупреждает, что без «немедленных и решительных действий» по устранению выявленных проблем катастрофы машин данного типа, вероятно, продолжатся, вновь и вновь унося жизни их экипажей.

Авиасалон МАКС

Так же на сайте можно найти статьи по этой теме, используя поиск: Osprey